Математическое развитие детей от 3 до 4 лет (Раздел
профессора А.В. Белошистой) Вернуться в начало >>>>
Занятие 2. Цель
занятия: развитие внимания и восприятия. Обучение ребенка выделять
группу предметов по характерному признаку. Также как и предыдущий урок,
Занятие №2 начинается с упражнений "Игра с пальчиками" и "Прятки".
Упражнение 1. "Игра с пальчиками"
Цель упражнения: вовлечение ребенка в
деятельность подражания, обучение общению с педагогом, обучение пониманию и выполнению
инструкций, знакомство с озвучанием слов-числительных, а также развитие координации,
соревновательной мотивации, внимания и речи.
 | Возьмите
руку ребенка и, по очереди дотрагиваясь до каждого пальчика, произносите следующие
слова: Большаку - дрова рубить, А тебе - воды носить, А тебе
- печи топить, А тебе - тесто месить, А малышке - песни петь, Песни
петь да плясать, Родных братьев потешать. На две последние строки
побуждайте ребенка вместе с вами имитировать прихлопы к плясовой: на
два слова - два хлопка, на два слова - повороты-покачивания кистью с растопыренными
пальцами в ритме плясовой. Постепенно это упражнение осваивается ребенком
до самостоятельного выполнения (через 3-4 занятия). | После
этого начинаем заменять первые слова стишка порядковыми числительными: сначала
- первые два, затем - первые три и т. д.
Первому - дрова рубить,
Второму - воду носить, А
тебе - печи топить, А тебе - тесто месить…
| | Первому - дрова рубить, Второму
- воду носить, Третьему - печи топить, А тебе - тесто месить… |
За одно занятие добавляется одно числительное, считалка повторяется
на правой и на левой руке до свободного ее воспроизведения ребенком, но не больше
одного-двух раз за занятие. Упражнение 2. "Прятки"
Цель упражнения: готовить ребенка к дифференциации
количественных характеристик "один - много", первое знакомство со способом
сравнения путем установления взаимно-однозначного соответствия на числовых (пальцевых)
фигурах.
 | Спрячьте
руки за спиной и одновременно с командой выбрасывайте ее перед собой с соответствующим
количеством пальцев, сопровождая действие словами: один… много… Игра
напоминает игру "В морского". Играйте с ребенком, пока ему весело (1-2
минуты). Постепенно добавляем сравнение количества пальцев прикладыванием ладоней.
Например, по команде "Много!" у Вас - три пальца, у ребенка
- пять пальцев. Выиграл тот, кто "выкинул" больше. Проверяя, поясняем
ребенку, как мы узнали, у кого больше (прикладываем один палец к одному, у меня
- больше нет, а у тебя еще два пальца осталось, значит, у тебя больше…).
Играть можно с 2-3 детьми. | Упражнение
3. "Собери все мячики" Цель
упражнения: формирование умственной операции обобщения (все мячики).
Обучение пониманию логической структуры "общность".
 | Используются
предметы разного размера, цвета и формы: 2-3 мячика из разного материала (резина,
пластик), апельсин, несколько кубиков, 2-3 круглых яблока, клубок шерстяных ниток,
цилиндр (жестяная баночка из-под кофе), конус, овоиды (яйцевидные тела, например,
из-под киндер-сюрпризов). Просим ребенка по команде выбрать все мячики.
Ставим на пол небольшие воротца - можно просто обозначить их двумя книжками,
или жестяными банками, или коробкой. Предлагаем закатить их по очереди в воротца
(толчком). | Дополнительно вы можете предложить
ребенку выполнить компьютерный вариант данного
упражнения. Скачать упражнение >>>>
Упражнение 4. Цель
упражнения: обучение сравнению, обучение построению причинно-следственной
связки высказываний (не круглый, поэтому не катится). Предлагаем ребенку
подумать: Можно ли кубик закатить в воротца? Почему нельзя? Почему кубик не катится?
(Он не круглый.) Упражнение 5.
Цель упражнения: формирование умения обследовать
предметы, сравнивать их существенные признаки и делать причинно-следственные выводы
на основании этого сравнения. Просим ребенка: "Выбери среди этих
предметов все, которые можно катить. Попробуй закатить их в воротца."
Интересная ситуация получается с конусом: он в принципе катится, но закатить в
воротца не удается - он катится "вокруг себя".
 | Рекомендуем
вам также сделать с ребенком компьютерный вариант
этого упражнения. Скачать упражнение >>>> |
Упражнение 6. Повторяются
упражнения "Игра с пальчиками" и "Прятки". |