Математическое развитие детей от 3 до 4 лет (Раздел
профессора А.В. Белошистой) Вернуться в начало
>>>>
Занятие 1. Цель
занятия: развитие внимания, восприятия и коммуникативной деятельности.
Обучение ребенка выделять предмет из группы по характерным признакам.
Упражнение 1. "Игра с пальчиками"
Цель упражнения: вовлечение ребенка в
деятельность подражания, обучение общению с педагогом, обучение пониманию и выполнению
инструкций, знакомство с озвучанием слов-числительных, а также развитие координации,
соревновательной мотивации, внимания и речи.
| Возьмите
руку ребенка и, по очереди дотрагиваясь до каждого пальчика, произносите следующие
слова: Большаку - дрова рубить, А тебе - воды носить, А тебе
- печи топить, А тебе - тесто месить, А малышке - песни петь, Песни
петь да плясать, Родных братьев потешать. На две последние строки
побуждайте ребенка вместе с вами имитировать прихлопы к плясовой: на
два слова - два хлопка, на два слова - повороты-покачивания кистью с растопыренными
пальцами в ритме плясовой. Постепенно это упражнение осваивается ребенком
до самостоятельного выполнения (через 3-4 занятия). | После
этого начинаем заменять первые слова стишка порядковыми числительными: сначала
- первые два, затем - первые три и т. д.
Первому - дрова рубить,
Второму - воду носить, А
тебе - печи топить, А тебе - тесто месить…
| | Первому - дрова рубить, Второму
- воду носить, Третьему - печи топить, А тебе - тесто месить… |
За одно занятие добавляется одно числительное, считалка повторяется
на правой и на левой руке до свободного ее воспроизведения ребенком, но не больше
одного-двух раз за занятие. Упражнение 2. "Прятки"
Цель упражнения: готовить ребенка к дифференциации
количественных характеристик "один - много", первое знакомство со способом
сравнения путем установления взаимно-однозначного соответствия на числовых (пальцевых)
фигурах.
| Спрячьте
руки за спиной и одновременно с командой выбрасывайте ее перед собой с соответствующим
количеством пальцев, сопровождая действие словами: один… много… Игра
напоминает игру "В морского". Играйте с ребенком, пока ему весело (1-2
минуты). Постепенно добавляем сравнение количества пальцев прикладыванием ладоней.
Например, по команде "Много!" у Вас - три пальца, у ребенка
- пять пальцев. Выиграл тот, кто "выкинул" больше. Проверяя, поясняем
ребенку, как мы узнали, у кого больше (прикладываем один палец к одному, у меня
- больше нет, а у тебя еще два пальца осталось, значит, у тебя больше…).
Играть можно с 2-3 детьми. | Упражнение
3. "Возьми мячик" Цель
упражнения: формирование умственной операции сравнения, координации
и восприятия (дифференциация формы и цвета). Расширение объема внимания и его
концентрации. Обучение ребенка учитывать два признака при сравнении (цвет и форма
- красный мячик). Формирование умственной операции абстрагирования (красный, но
не мячик). Развитие логических структур - понимания структуры "отрицание".
Развитие слухового восприятия логических речевых конструкций.
| Используется
несколько предметов примерно одного размера, но разного цвета: 2-3 мячика из разного
материала (резина, пластик), апельсин, несколько кубиков, 2-3 круглых яблока,
клубок шерстяных ниток, цилиндр (жестяная баночка из-под кофе), конус, овоиды
(яйцевидные тела, например, из-под киндер-сюрпризов). По команде взрослого
играющий ребенок должен выбрать из них мячик. Предметы можно закрыть ширмой либо
поставить ребенка спиной к столу, так, чтобы по команде он поворачивался и выбирал
нужный предмет. Вариант: Возьми красный мячик. Вариант: Возьми
красный, но не мячик. Вариант: Возьми мячик, но не красный. |
Дополнительно вы можете предложить ребенку выполнить компьютерный
вариант данного упражнения. Скачать упражнение >>>>
Упражнение 4.
"Ворота" Цель упражнения:
развитие координации, глазомера, снятие мышечного напряжения. Обучение учету трех
признаков при сравнении (большой красный мячик), обучение пониманию отрицания.
Для этого упражнения вам понадобятся мячики разного размера и разного цвета,
2-3 круглых яблока, апельсин и любые другие предметы круглой формы, различающиеся
между собой цветом и размером. Ставим на пол небольшие воротца - можно
просто обозначить их двумя книжками, или жестяными банками, или коробкой. С расстояния
примерно 50-60 см предлагаем ребенку толчком закатить в них выбранный мячик. Если
ребенок легко справляется с задачей, увеличиваем расстояние до 1 м.
Вариант: Выбери маленький синий мячик. Выбери большой красный мячик.
Вариант: Выбери круглые, но не мячики. Все занятие может занимать
5-10 минут. |