Кратко о двух сигнальных системах
При изучении высшей нервной деятельности И.П. Павлов выделил две
сигнальные системы. В первую сигнальную
систему (согласно его учению) приходят раздражения, вызванные
непосредственным действием "внешних агентов" - предметов
или явлений на наши органы чувств. При помощи первой сигнальной
системы мы видим, слышим, осязаем, чувствуем запахи. Первая сигнальная
система, общая как для человека, так и для животных, имеет дело
с конкретными образами внешнего мира. Собака видит кусок мяса -
и вся ее нервная система настраивается на то, чтобы этот кусок мяса
захватить и съесть.
У человека тоже "бегут слюнки" при виде богато сервированного
стола. Но никакое высокоорганизованное животное никак не прореагирует
на слово "пища", если оно не подкреплено конкретным куском
мяса, конкретным куском сахара. Только у человека могут вызвать
живую эмоциональную реакцию такие, например, стихи Э. Багрицкого:
"Там всходит огромная ветчина,
Пунцовая, как закат.
И перистым облаком влажный жир
Ее обволок вокруг...
Там тысячи тысяч пирожков,
Румяных, как детский сад,
Осыпала сахарная пурга,
Истыкал цукатный дождь..."
При чтении стихов на нас действует не сама пища, а образ ее, выраженный
в слове. Слово, речь, согласно учению И. П. Павлова, составили вторую,
специфическую только для человека, сигнальную
систему.
Вторая сигнальная система начинает развиваться у ребенка с первого
сказанного им слова. Процесс овладения речью - это процесс формирования
(пусть пока еще примитивный) второй сигнальной системы.
Второй этап - это овладение "внутренней речью", в течение
которого слова постепенно становятся орудием мысли. "Внутренняя
речь" формируется к 6-7 годам. Окончательное же развитие второй
сигнальной системы происходит в более поздние возрастные периоды
- подростковый и юношеский.
|