детская патопсихология, генетические заболевания
понравилась
  страница?

добавь плюс
развивающие игры поделки Букварь
Психологический центр "АДАЛИН"

Детская патопсихология - Генетические заболевания - О диагностике психического развития детей с наследственной патологией.

поделки

самое популярное

  осенние поделки
  рисуем осень
  осенние вытынанки
  цветы из бумаги
  логопедические занятия
  букварь онлайн
  развивающие игры
  опыты для детей
  подготовка к школе
  поделки из пластилина
  карточки к букварю


  Диагностика
 развития

  внимание
  память
  мышление
  речь
  навыки учебной
деятельности

  личность
   

 Развивающие  методики

  восприятие
  мышление
  память
  внимание
  речь
  творчество
  самоконтроль
  чтение
  математика
  письмо
  знания о мире
  моторика
  одаренность
 

 Коррекционные  методики

  детские страхи
  тревожность
  застенчивость
  навыки общения
  самостоятельность
  импульсивность
  гиперактивность
  медлительность
  агрессивность
  аутизм
  нервный и
трудный ребенок

 

 Дошкольник

  развитие ребенка
  детская психология
  воспитание ребенка
  психология здоровья
  советы психолога
  развивающие игры
  досуг ребенка
  поделки
  рецепты для детей
  тесты для детей
  основы безопасности
  ребенок и карьера
 

 Начальная школа

  подготовка к школе
  адаптация к школе
  проблемы в учебе
  проблемы в общении
  советы психолога
 


<<< Детская патопсихология   <<< Генетические заболевания

О диагностике психического развития детей с наследственной патологией

Цель психологической диагностики - выявление различий между индивидами или группами людей по существенным психологическим или психофизиологическим признакам и представление этих различий в упорядоченном виде.

Одна из важнейших теоретических проблем, решаемых психодиагностикой, состоит в определении наследственных, генетически обусловленных особенностей психики человека.

Психогенетика использует различные методы: генеалогический, популяционный, метод близнецов и другие. Значительно реже применяется патогенетический метод, т. е. диагностика психического развития детей (или взрослых) с наследственными заболеваниями.

В литературе встречаются исследования психики больных с генетическими заболеваниями, выполненные психиатрами, в то время как собственно психологические исследования практически отсутствуют.

Спецификой патопсихологической диагностики является изучение степени отклонения (снижения) тех или иных психических свойств от возрастной нормы или наличие (отсутствие) психических новообразований, характерных для данного заболевания (Зейгарник Б. В. Основы патопсихологии.- М.: Изд-во МГУ, 1973).

В патопсихологии известно несколько вариантов такого отклонения: во-первых, это общее, более или менее равномерное недоразвитие основных психических процессов, которое типично для различных форм олигофрении, во-вторых, это дементный тип развития психики, характеризующийся избирательным гетерохронным распадом отдельных психических функций.

В литературе нет сколько-нибудь достоверных сведений о своеобразии патопсихологического статуса детей, имеющих генотипичные и связанные с ними психические отклонения.

Нами была предпринята попытка проанализировать структуру психического дефекта детей с диагностированными наследственными заболеваниями. Было исследовано 56 детей в возрасте от 3 до 15 лет с различными диагнозами: болезнь Морфана, гомоцистинурия, рахитоподобные заболевания, несовершенный остеогенез. Кроме того, проводилось динамическое наблюдение 20 детей с фенилкетонурией.

Патогенетический метод включал:

1. психологическое исследование с учетом состояния сенсорных и моторных функций,
2. анализ качества усвоения школьных знаний и умений,
3. анализ микросоциальных условий жизни ребенка.

В психологическом исследовании был использован набор стандартных патопсихологических методик. Результатом являлась качественная оценка уровня интеллектуального развития, памяти, умственной работоспособности, эмоционально-волевой сферы.

При обследовании детей школьного возраста выясняли, в каком классе и в школе какого типа обучается ребенок. Проверка усвоения ключевых понятий школьной программы по основным предметам позволяла дать объективную оценку успеваемости ребенка.

Как известно, большое влияние на развитие психики ребенка оказывают микросоциальные условия его жизни. Поэтому в настоящем исследовании обобщались данные об условиях жизни, составе семьи и семейном климате, круге и форме общения со сверстниками. Все это давало возможность сделать вывод о социальной ситуации развития ребенка.

Полученные данные позволили выделить как некоторые общие диагностические вопросы психической патологии детей с наследственными заболеваниями, так и более узкие, относящиеся к исследованию детей с одним генетическим синдромом. Следует отметить, что в данной статье рассматриваются только заболевания, сопровождающиеся нарушениями психики.

Анализ полученных данных показал, что для детей с генетической патологией характерно своеобразие психической деятельности, которое проявляется главным образом в неравномерности интеллектуальной деятельности и личностных особенностях.

При исследовании интеллекта этих больных обращают на себя внимание как бы "разноуровневые" ответы испытуемых. При сохранном понимании смысла сюжетных картинок для них оказываются трудными задания на простые обобщения. Понимание смысла рассказа более доступно, чем анализ последовательности сюжетных картинок. Различение и называние основных цветов ("понятие цвета") значительно труднее, чем складывание разрезных картинок для соответствующего возраста. Отсутствие представлений о числе, количестве, счетных операциях обнаруживается при сохранных аналити-косинтетических приемах мышления.

Таким образом, оценивая интеллект этих больных, можно только условно приравнять его к задержке психического развития или олигофрении в какой-либо степени, так как структура дефекта этих больных значительно отличается от снижения интеллекта у детей с органическим поражением ЦНС. Снижение интеллекта часто сочетается у больных с недоучетом ситуации, недостаточной критичностью, эйфорией, склонностью к резонерству, эгоцентричностью.

В качестве гипотезы может быть высказана мысль, что психическое развитие детей с генетическими заболеваниями по каким-то причинам протекает весьма своеобразно.

Воздействие микросоциальной среды, обучения и лечения создает специфический симтомокомплекс данного заболевания.

Ряд детей, обучающихся из-за основного заболевания на дому, обнаружил картину "псевдоолигофрении". Так, при сохранении собственных возможностей интеллекта (понимание скрытого смысла ситуации, нахождение существенных признаков понятия и т. п.) обнаружилось полное незнание вопросов окружающей жизни, основных исторических моментов и программного материала школы. Даже несложные, доступные по возрасту "научные" понятия были подменены житейскими.

Суждения детей были примитивны, конкретны, случайны. Представления сформировались поверхностно по несущественным признакам. В данном случае влияние педагогической и микросоциальной запущенности исказило истинную картину интеллекта.

Но к подростковому возрасту собственные интеллектуальные возможности ребенка настолько тесно спаиваются с его знаниями и представлениями об окружающем, что диагностика психического развития и прогноз оказываются весьма затруднительными.

Безусловно, психологическая структура дефекта больных с различными наследственными синдромами имеет свои особенности. Однако данное исследование позволяет только подтвердить это положение и наметить пути дальнейшего изучения психологических особенностей детей внутри одного синдрома.

Так, у детей с рахитоподобными заболеваниями на первый план выступило снижение психического тонуса, познавательной активности, продуктивности умственной деятельности, т. е. нарушение ряда предпосылок интеллектуального развития.

У детей с болезнью Морфана наблюдается сочетание своеобразного развития личности с неравномерным недоразвитием высших психических функций и слабовидением.

Дети с гомоцистинурией характеризуются сочетанием выраженного интеллектуального дефекта и слабовидения, с одной стороны, и достаточно правильным поведением и ориентировкой в быту - с другой.

Относительно более изученными являются психологические особенности детей с фенилкетонурией. В структуре их дефекта на первом месте - недоразвитие внутреннего плана действий и эмоциональное своеобразие.

Результаты исследования позволили сформулировать гипотезу о том, что структура дефекта больных с генетическими нарушениями своеобразна и существенно отличается от недоразвития интеллекта у детей с органическим поражением центральной нервной системы. Это своеобразие ни в коем случае не означает однородности психического дефекта больных данной категории, но дает основание выделить их по психологическим особенностям в отдельную группу.

Автор: Н. Л. Белопольская

 






 Рекомендуем родителям  "Развивающие игры онлайн для дошкольников"
 
Самые ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ на нашем сайте:

   
   -  Материалы для дополнительных занятий по Букварю Н.С. Жуковой  
   -  Осенние поделки
   -  Логопедические занятия для малышей онлайн 
   -  Букварь онлайн 
   -  Нетрадиционные техники рисования для детей
   -  Поделки из бросового материала
   -  Обучение чтению онлайн
   -  Развивающие игры для детей онлайн
   -  ОРЗ: как отличить вирусную инфекцию (ОРВИ) от бактериальной?
   -  Игры для малышей
   -  Как организовать и провести детский праздник дома?
   -  Занимательные опыты
   -  Поделки из пластилина и игры с пластилином

  

                             

 
 
 
Центр Адалин

Главная страница  
О центре  
Услуги  
Реквизиты 



Детская
патопсихология      

Неврозы  
Психопатии  
Эпилепсия  
Шизофрения, аутизм  
СДВГ  
Умственная отсталость 
Задержка психического развития 
Генетические заболевания 

Наша консультация

Вопросы воспитания  
Обучение и развитие  
 Детские страхи  
Вредные привычки  
Детский сад  
Первый класс  
Половое воспитание  
Семья  
Неполная семья  
Здоровье  
Семейный досуг  



Практическая психология

Популярная психология 
Психология успеха 
Семейная психология 

 Партнеры


Московская
Психотерапевтическая
Академия


Московский
Психологический
Журнал


 
 


Яндекс цитирования



Для детей и родителей
Поделки из овощей и фруктов на праздник осени Новогодние поделки из бумаги Елка своими руками Поделки из шишек Новогодняя упаковка для конфет Поделки из овощей Поделки 8 марта Елочная гирлянда Шары новогодние Новогодние снежинки Поделки к 8 марта Новогодние снежинки из бумаги Новогодние костюмы для девочек Схемы снежинок Объемные снежинки Новогодние костюмы для детского сада Гирлянда елочная Новогоднее украшение Осенние поделки Новогодние поделки Елочные шары Поделки к 9 мая Гирлянды новогодние Открытки к 8 марта Подарок маме на 8 марта Открытки на 8 марта Подарки к 23 февраля 23 февраля в детском саду Пасхальные сувениры Поделки на пасху Кулич пасхальный Пасхальный кулич Пасхальные яйца Как красить яйца Летние игры Празднование масленицы Детские поделки из бросового материала Поделки из пластиковых бутылок своими руками Поделки из картона для детей Поделки из природного материала Поделки из соленого теста Поделки своими руками для детей Поделки в детском саду Поделки из пластилина Поделки для детей Отдых с ребенком Отдых с детьми на море Отдых в подмосковье с детьми Отдых на черном море с ребенком Досуг и отдых Отдых на черном море с детьми Новогодние игрушки Новогодние украшения Развивающие игры для детей онлайн
   
 
О центре | Размещение рекламы | Контакты