нажми для закрытия
поделки

меню Главная

<<< ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ ФОРУМА

<<< Первый класс

      Готовность к школе. В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?

  Иван  Здравствуйте! У меня вот какой вопрос: у нас сын умеет неплохо читать и писать, в следующем году (к тому времени ему будет 6 лет и 7 месяцев) собираемся отдавать его в школу. Но сомневаемся - может быть, стоит повременить и дать ему возможность еще годик походить в малышах? Как можно родителям самим определить, пора ли отдавать ребенка в школу или лучше подождать?

Заранее спасибо за ответ.  

 2005-08-31  18:45:32
  Адалин  Здравствуйте, Иван!

На самом деле, психофизиологическая готовность к школе - это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных
систематических занятий, мы можем судить по многим факторам.

1. Есть ли желание учиться?

Психолог Михаил Гинзбург предложил такой способ узнать это. Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться.

Один говорит: "Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу и не ходил".

Второй: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился".

Третий: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть".

Четвертый: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким".

Пятый: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь".

Шестой: "Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки".

Спросите своего малыша: как он считает - почему надо учиться? Если среди его соображений нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой хоть и интересной, но тяжелой работой, как учеба.

2. Может подчиняться требованиям учителя, работать по правилам и контролировать свои действия?

Есть такая игра: "Да" и "нет" не говорить, "черное" и "белое" не называть". Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: "Ты любишь шоколад?", "Какого цвета мороженое?". Он должен отвечать, не говоря слов "да" и "нет", не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок, значит уровень самоконтроля достаточно высок.

3. Развита ли речь? Это один из самых важных критериев готовности к школьному обучению.

Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа - наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

4. Достаточно ли хорошо развит фонематический слух?

Поиграйте в игру "Назови лишнее слово". Вы выбираете какое-то слово, например, "гора", и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка - услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет "лишние" слова, значит с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра - "Назови звуки". Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах "свет" (оба звука согласные), "корма" (первый звук - согласный, последний - гласный), "индюк" (первый звук - гласный, последний - согласный), "езда" (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой "Раздели слово". Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: "корова", "кадушка", "лепешка", "караван"...

5. Умеет ли выполнять логические операции; устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?

Попросите ребенка закончить предложения: "Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...", "Прошел дождь, поэтому...".

В игре "Четвертый лишний" предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.

Игра "Аналогии" поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых - пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: "день - ночь, лето -... (зима)"; "часы - время, градусник - ... (температура)", "глаз - зрение, ухо -... (слух)".
Если ребенок допустил не больше 1-2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

6. Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму. Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.

Если у ребенка в 6-6,5 года есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу - он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов - тоже.

Советуем Вам также прочитать следующие статьи:

1. Готовность к школе и условия успешной учебы - http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_01d.shtml

2. Готовность к школе - http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_02a.shtml

3. Психическое развитие ребенка шестого года жизни. - http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_05e.shtml  

 2005-09-01  09:02:47

      ВСЕ АРХИВНЫЕ ФОРУМЫ ЦЕНТРА АДАЛИН

      Вопросы воспитания

      Обучение и развитие

      Детские страхи

      Вредные привычки

      Детский сад

      Первый класс

      Половое воспитание

      Семья

      Неполная семья

      Здоровье

      Семейный досуг

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?