нажми для закрытия
поделки

меню Главная

<<< ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ ФОРУМА

<<< Вопросы воспитания

      Жадный ребенок.

  Людмила  Моему сынишке 5 лет - замечательный мальчик, умный, красивый, но...ужасно жадный! Мы с мужем просто не знаем, что с ним делать! Он никогда не поделится своими игрушками с другими детками, в результате чего - с ним мало кто дружит. Да и играть-то он толком не может - не столько играет, сколько сторожит свою собственность.
Подскажите, пожалуйста, как можно научить его быть более щедрым, делиться?
Спасибо!  

 2005-04-26  09:35:27
  Адалин  Людмила, во-первых, следует понимать, что умеренное чувство собственника – абсолютно нормальная вещь для любого человека. Каждому хочется иметь что-то свое, личное: свои вещи, комнату и т.п., это все как бы является частичкой нас самих.

И родители совершают большую ошибку, когда призывают ребенка делится своими игрушками со всеми подряд детьми. Тем более обидно становится малышу, когда мама с папой становятся на сторону агрессора, обидчика. Дети могут попросту потерять всякое доверие к родителям, почувствовать себя преданными, обманутыми. Подобное недоверие и подозрительность может распространиться и на остальных людей, детей, а это еще больше усилит жадность.

Еще следует иметь в виду, что у детей “аллергия” на нотации и прямые указания. "Отдай!", "Поделись!" - эти требования редко вызывают у малышей что-то кроме отторжения. Попытка контролировать уровень добрых чувств часто ведет к противоположному результату.
Впрочем, это вообще типичный результат политики контроля. Ведь если малыш совершает нечто хорошее только по родительской указке - а сделать что-либо не по указке он просто не успевает, его заваливают ценными указаниями, - взрослые сами лишают такого ребенка возможности делать добро по собственному почину.
Что происходит с таким постоянно контролируемым ребенком? Он либо устраивает бунт, либо ломается как личность. То есть поступать он начинает как надо (пока вы его видите), но с большой неохотой и ощущая себя побежденным. А правильные родительские внушения становятся ему прямо-таки ненавистны.
На самом деле изначально любой нормальный малыш - по крайней мере, до шести лет - очень хочет быть хорошим. Он любит своих родителей и стремится нравиться им, вызывать их одобрение. Чтобы заслужить улыбку и похвалу, ребенок готов на многое. Он может пытаться копировать своих родителей, может запоминать, какие его поступки или шалости вызвали у них улыбку, и повторять их до бесконечности...
Конечно, не все в его силах, многое не получается. Щедрость, например, плохо дается. Как бы ни хотелось понравиться маме, еще больше не хочется отдавать кому попало любимый паровоз. Но даже если собственнические инстинкты малыша выходят за границы разумных, не стоит спешить переходить к упрекам.
Психологи считают, что поведение ребенка во многом определяется чувствами, эмоциями. И все дело в том, какие это эмоции. Если в большинстве своем отрицательные - обида, гнев, страх наказания, - это вряд ли поможет воспитанию добрых качеств. В такой обстановке куда проще вырасти либо забитым и несчастным, либо лживым хитрюгой.
Чтобы этого не произошло, мы советует вам окружить "неприятные" понятия "поделиться" и "дать поиграть" положительным ореолом. Постарайтесь вызвать в малыше симпатию или сочувствие к другому ребенку, у которого нет таких чудесных игрушек, а так хочется поиграть! - и он сам предложит ему свои богатства. Не пожалейте слов, говоря о доброте малыша, может быть, впервые решившегося одолжить кому-то свой совок, - и он наверняка захочет заслужить вашу похвалу вновь. Распишите в красках последствия малышовой щедрости: "Мальчику будет так приятно, если ты дашь ему поиграть своей замечательной машинкой" - и вряд ли ребенок откажется почувствовать себя благородным героем. Кому же не хочется ощущать себя добрым и насквозь положительным, как любимые герои сказок и мультиков?
Кстати, пример положительных героев, которые нравятся ребенку, - действительно очень эффективный прием. Дело в том, что персонажи, олицетворяющие собой добро и зло, нагляднее любых абстрактных формул типа "хорошо" и "плохо" показывают малышу, в чем разница этих понятий и почему лучше быть таким, как Иван-царевич, а не таким, как Кощей Бессмертный или Змей Горыныч.
О том, что добро намного привлекательнее зла, говорят и результаты одного психологического эксперимента.
Суть эксперимента в следующем:
“Малышам предлагали делить игрушки. Делили их маленькие собственники, мягко говоря, неправильно, оставляя себе получше и побольше, а приятелям - жалкие остатки. При этом, говоря сами о себе, малыши утверждали, что они очень хорошие дети. Даже когда психологи прямо указывали им на допущенные несправедливости, юные эгоисты легко и быстро находили себе оправдания типа: "Девочкам не надо так много кукольных платьиц, а моя дочка на праздник собирается". В общем, компания подобралась что надо.
Можно было, конечно, попытаться воззвать к совести, вызвать сочувствие к чужим нуждам или просто велеть поделить игрушки по-честному. И, вероятно, психологи добились бы результата, справедливость была бы восстановлена. Но результата единичного, вызванного конкретной ситуацией. Задачей же экспериментаторов было нечто куда более сложное: научить малышей быть щедрыми по собственному почину и всегда.
Психологи исходили из того, что выбор между добром и злом останется для ребенка абстрактным и неочевидным до тех пор, пока эти понятия не обрастут "плотью и кровью", не превратятся в живые образы, вызывающие столь же живые эмоции.
Такими образами стали для начала две куклы. Одна, по имени Тикс, делила игрушки поровну. Другая, Трикс - только в свою пользу. Обсуждая вместе с детьми этих двух героинь, психологи обнаружили, что только три девочки сочли Трикс жадной. Остальным понравились обе куклы, и малыши без угрызений совести сравнивали себя с "жадиной" (разумеется, не произнося этого слова).
Но стоило психологам обогатить образы кукол, рассказать много хорошего о Тикс и плохого - о Трикс (была придумана даже целая сказка, в которой щедрая куколка выступала в роли типичной Золушки, а жадная подозрительно смахивала на мачехину дочку), как маятник "общественного мнения" резко качнулся в другую сторону. Теперь большинству ребятишек уже не хотелось походить на Трикс и делить игрушки по ее нечестной методике.
Еще большее впечатление на малышню произвела апелляция к сказке о Буратино. На сей раз никого не пришлось убеждать в том, что Буратино и Мальвина - хорошие, а Карабас - просто исчадие ада: это и так было очевидно для всех. Причем и "капиталисты" были убеждены в том, что они очень похожи на Буратино или Мальвину и не имеют ничего общего со средоточием всех пороков (в том числе, вероятно, и жадности) Карабасом.
Тут-то и наступил момент страшных открытий. Сначала выяснилось, что на вопрос о том, как какой-нибудь конкретный участник эксперимента разделил игрушки - как Карабас или как Буратино, - обделенные уверенно отвечали: "Как Карабас". Это шокировало многих. Я - Карабас? Ничего себе заявочки! Но возмущения и обиды хватало ненадолго: малыши быстро уговорили себя, что эти обвинения - не более чем злостная клевета, а они хорошие, "буратинистые", как бы ни делили игрушки.
Пришлось обратиться не к общественному мнению, а к совести маленьких эгоистов. Что интересно: именно этот прием сработал на все сто.
Оказалось, что даже самый закоренелый жадина, отвечая на вопрос: "Как ты поделил игрушки - как Буратино или как Карабас?", не может, не имеет сил вслух признать, что уподобился Карабасу. Один маленький эгоист, оставивший себе шесть игрушек из восьми выделенных для раздела, охотно обсудил с психологами свойства Буратино и Карабаса, признал, что Буратино всегда делит игрушки поровну, а Карабас оставляет все себе, но, отвечая на вопрос о том, как поделил игрушки он сам, помолчал семь (семь!) минут, а потом упрямо прошептал: "Как Буратино".
Разумеется, все эти семь минут малыш прекрасно знал, как он поступил на самом деле. Этого, собственно, и нужно было добиться.
Конечно, целью психологов не было убедить детей в том, что они Карабасы. Такой вывод ни к чему, кроме страшных переживаний и последующего озлобления, не привел бы. Целью было другое: показать, как "по-карабасовски" может выглядеть один конкретный поступок. Причем поступок наверняка случайный для такого хорошего мальчика (девочки). Ведь другие ребята, как сообщали малышам психологи на индивидуальных беседах, уверены, что испытуемый Карабас на самом деле - яркий Буратино (Мальвина).
Узнать такое о себе было очень важно для всех детей. Это поддерживало столь необходимую им веру в себя, в то, что они хорошие. Хотя и могут ошибаться. Но желания повторять ошибки, окрашенные в "карабасовские" тона, теперь ни у кого не возникало. Ребята делили игрушки, бормоча себе под нос: "Надо по две им, а то Карабасом останешься... Я вам по две! На вот, возьми еще самосвал, хочешь еще самосвал?".
Кажется, пронять "буратинскими" аллегориями не удалось только двух малышей. Один из них, как выяснилось впоследствии, просто оказался оригиналом, совершенно равнодушным и к Буратино, и к Карабасу: его любимым героем в книжке была Тортилла. Ну кто мог догадаться?
Со второй девочкой все оказалось сложнее: малышка не только не хотела походить на принцессу или Мальвину, но и вообще не хотела быть хорошей. Она считала себя плохой и гордилась этим. Случай редкий, но, к сожалению, понятный: эту девочку просто никто никогда не любил.
Однако и к ней в конце концов удалось подобрать "золотой ключик": в игре ей дали роль всеобщей любимицы, хорошей девочки. И малышка, до тех пор обделенная любовью окружающих, невольно озлобившаяся на других, вдруг увидела, как это приятно - быть любимой и поощряемой за хорошие поступки... В конце игры она уже искренне ассоциировала себя с положительной героиней и гордилась этим: "Я же Тикс!"”.
Людмила, если малыш огорчает вас чрезмерной скупостью, возможно, ему просто нужно дать повод и шанс почувствовать, как приятно и здорово быть добрым. Дарить подарки, видеть восторг и благодарность друзей, доставлять радость другим. Чувствовать себя этаким скромным благодетелем, которого все любят. Кто от такого откажется?
Конечно, это не значит, что ребенок должен обделять себя ради хорошей репутации. Это уже какое-то лицемерие. Так же, как не нужно делиться с грубиянами, не моргнув глазом "путающими" чужие игрушки со своими, или с неряхами, не умеющими бережно обращаться с чужими вещами. Зачем забывать о своих интересах? В конце концов, только отдавать, ничего не получая взамен, тоже не лучший вариант. Может, просто научиться взаимовыгодно меняться? Тоже ведь хороший рецепт против жадности...  

 2005-04-26  14:58:26

      ВСЕ АРХИВНЫЕ ФОРУМЫ ЦЕНТРА АДАЛИН

      Вопросы воспитания

      Обучение и развитие

      Детские страхи

      Вредные привычки

      Детский сад

      Первый класс

      Половое воспитание

      Семья

      Неполная семья

      Здоровье

      Семейный досуг

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?