<<< Начальная школа <<<
Проблемы в общении
Ловушки школьного двора
Помимо "разумного, доброго, вечного" мы
нередко уносим из школы нечто не столь доброе, но очень долговечное
- комплексы. С некоторыми из них нас поближе знакомит Ольга Александровна
Карабанова,
доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии
факультета психологии МГУ.
В начале славных дел
Первый класс
Начало
первого школьного года (примерно 6 месяцев) непростой для всех ребят
период привыкания к новой жизни и к новой роли. Если этот условно-испытательный
срок миновал, а у малыша сохраняются серьезные проблемы, возможно,
хищный зверек по имени комплекс уже запустил в него свои коготки.
Современные первоклашки обычно приходят в школу хорошо подготовленными
в интеллектуальном отношении они уже умеют писать, читать и считать,
знают (или думают, что знают!) множество самых разных вещей. И вот
тут их подстерегает первая проблема - им начинает казаться, что
их не научат здесь ничему новому, а разную полезную с их точки зрения
информацию они запросто получат в других местах (с экрана телевизора,
из компьютерных игр, разговоров дома и на улице). Если в такой момент
не заинтересовать школьников содержанием учебной программы - а с
этим педагогам нечасто хочется возиться! - так и останется у них
на всю жизнь комплекс пассивного наблюдателя,
который вынужден присутствовать на учебном (потом - рабочем)
месте, но "во всех этих играх" не участвует, ничем не
увлекается и ждет не дождется звонка на перемену.
Другая проблема - неумение некоторых малышей, привыкших к дошкольной
вольнице, вписаться в жесткие рамки школьной жизни (особенно тяжело
приходится тем, кто впервые попадает в детский коллектив). Не получается
контакта с учителями - педагоги склонны считать таких детей ленивыми,
плохо воспитанными, неспособными, а те просто не могут понять, что
от них требуется. С одноклассниками тоже дружба не складывается.
Появляется страх общения, ощущение, что другие ребята не хотят с
тобой играть. Если в дальнейшем эти чувства будут прогрессировать
- вот и классический комплекс неудачника,
стремящегося к одиночеству. Такие дети в школе больше всего боятся
переменок, когда приходится выбираться из своего безопасного угла
и оказываться среди шумных, уверенных в себе сверстников.
Эх, тройка, птица-тройка!
Второй класс
Главное оружие школьного учителя - оценка. Это мера всех вещей,
единственный показатель успеха или провала. За "пятерки"
хвалят и ставят в пример, за "двойки" вызывают родителей,
"троечников" уговаривают подтянуться. Получая назад свою
домашнюю или контрольную работу, ребенок больше всего боится увидеть
в тетради многочисленные исправления беспощадным красным цветом
и в итоге плохую оценку, а значит он всегда будет подсознательно
избегать новых непроверенных способов решения, собственных мыслей,
дополнительных заданий. Отсюда "растут ноги" у комплекса
недопустимости ошибки, когда человек всю жизнь боится сделать
неверный шаг, "высунуться", показать, что чего-то не знает.
"Двоечник" и "отличник" - эти ярлыки, повешенные
в школе, часто остаются на всю жизнь. И неизвестно, какой больше
может эту жизнь отравить... "Двоечник" уверен, что ему
и "барахтаться" бесполезно, все равно он ничего не достигнет
и "выше себя не прыгнет" - таким мыслям немало способствуют
некоторые учителя, ставящие оценки исключительно по инерции. А "отличник"
всю жизнь лезет из кожи вон, чтобы оправдать ожидания общественности
и не уронить свое "знамя", тащить которое уже иногда и
сил нет, да и не нужно оно никому... Это самые зависимые от чужого
мнения люди: они привыкли работать на публику, их основное занятие
- зарабатывание очков. А вот как раз "троечники", как
правило, наиболее устойчивы к возникновению комплексов - они свободны
от "оценочной" зависимости, у них свои приоритеты и интересы.
Конечно, все родители в глубине души мечтают, чтобы их любимое чадо
хорошо училось, но для ребенка лучше, чтобы хотя бы в семье от него
не требовали "пятерок" по всем предметам.
В
некоторых скандинавских школах разрешается ходить по классу и разговаривать
друг с другом во время урока и вообще нет системы оценок. Дети там
не боятся высказывать свое мнение и вырастают более раскрепощенными
и открытыми.
Ах, какое блаженство знать, что я совершенство!
Пятый класс
Комплексы проявляются по-разному, и совершенно не обязательно человек
при этом считает, что он чем-то хуже других, случается и наоборот
- он кажется себе самым лучшим, исключительным, сверхполноценным,
и вся жизнь его проходит в печальном недоумении: почему же окружающие
этого не замечают?! А истоки подобной завышенной самооценки нужно
искать в школьном возрасте.
Бывает, в младших классах ребенок успевает по всем предметам, хорошо
себя ведет, громко читает стихи - просто подарок для учителя, который
начинает постоянно хвалить его и ставить всем в пример. При переходе
в среднюю школу меняется система требований, приходят новые педагоги,
которым некогда искать подходы к каждому ученику. И если при этом
у бывшего "успешника" никаких выдающихся способностей
нет или они глубоко спрятаны, возникает серьезный внутренний конфликт.
Он привык "быть первым и лучшим", а теперь "не тянет",
не справляется, становится таким же, как все, а то и отстающим...
Наученный сладким опытом успеха, снизить уровень своих притязаний
такой ребенок уже не хочет, а быть и дальше "впереди планеты
всей" не может по объективным причинам. Психологи называют
это тягостное, тревожное, напряженное состояние аффектом
неадекватности. Такие дети часто становятся завистливыми,
не радуются чужим успехам и всеми силами стараются избегать "острых"
ситуаций - например, "заболевают" перед контрольными и
экзаменами.
Чтобы не выработать у ребенка подобный комплекс
завышенной самооценки, нужно не перехваливать его чрезмерно
и всегда оценивать только конкретный результат ("Ты хорошо
подготовился к диктанту!" вместо "Да у тебя же абсолютная
грамотность!"). Если аффект неадекватности уже сформировался,
ни в коем случае нельзя "ломать" подростка негативными
критическими заявлениями ("Ты не умеешь", "Не знаешь",
"Хуже всех"), а надо найти ту область, где он действительно
лучше, способнее других.
Конечно,
вырастить гармоничную незакомплексованную личность в условиях нашего
фронтального обучения очень сложно. По некоторым данным, в каждом
классе есть 10-15 детей, нуждающихся в индивидуальном подходе Но
сейчас родители могут выбирать среди все большего разнообразия педагогических
систем демократичную обстановку и дифференцированное обучение, что
поможет ребенку избежать многих "ловушек".
Нет правды на земле...
Седьмой класс
В
подростковом возрасте (13-17 лет) - дети (сами уже не считающие
себя таковыми) наиболее уязвимы, любят "копаться" в себе
и приписывать окружающим повышенное внимание к собственной персоне.
Подростку кажется, что он "живет на сцене". С 6-7-го класса
самым значимым становится мнение сверстников, которые, к сожалению,
не всегда добры и справедливы. В этом возрасте ребенку очень важно
"быть, как все", иметь то, что есть у всех, ездить туда,
куда ездят все... Коллектив диктует все - от прически до марки мобильного
телефона, и горе "белым воронам", не имеющим возможности
соответствовать.
Детские переживания "у всех есть, а у меня нет" - мощный
источник формирования различных комплексов - от боязни появляться
в обществе не в том "прикиде" до буйной агрессии. Но здесь
очень многое зависит от атмосферы в конкретном учебном заведении,
от принятой там системы ценностей и позиции лидеров класса. Иногда
единственный выход - смена класса или школы.
В отношениях же с педагогами к 7-8-му классу на первое место выходит
проблема учительской несправедливости. Каждая незаслуженная (с точки
зрения подростка) отметка (неважно, хорошая или плохая, чужая или
своя) - маленький кирпичик в фундамент мощного комплекса
искателя правды, уверенного, что кругом царят ложь и произвол.
Отсюда два пути - человек или чувствует себя жертвой "общемирового
заговора" и постоянно "рвется в бой" с криком: "Они
все заодно, но я им все выскажу, я всех защищу!", или принимает
на всю жизнь пассивную позицию вечной жертвы несправедливых людей
и обстоятельств: "Все равно ничего не докажешь..."
Конечно, учителя действительно не всегда объективны, завышают или
занижают отметки, но нужно научить ребенка не делать из отметок
трагедии. Во-первых, у детей свои критерии оценок, и тоже далеко
не всегда правильные (родители, считающие, что "все то вздор,
чего не знает Митрофанушка", оказывают своим чадам плохую услугу).
Во-вторых, учитель - живой человек и может добросовестно заблуждаться
или хотеть "вытянуть" из ребенка больше знаний, чем тот
расположен отдать. И есть, конечно, необоснованно придирчивые педагоги,
но это еще не повод для установки "Весь мир несправедлив!".
Статья подготовлена по материалам журнала "Здоровье".
|