<<< Начальная школа <<<
Проблемы в учебе
Грамматические ошибки
Рекомендуем
родителям "Развивающие
компьютерные методики для младших школьников"
Кажется, что основные причины многочисленных ошибок при письме давно
известны. Это речевые нарушения (ребенок неправильно воспринимает
слова на слух и ошибается при написании - например, вместо "б"
пишет "п" и т. п.). Это и импульсивность, неумение контролировать
свои действия. Это, наконец, незнание правил или неумение ими пользоваться.
Но, оказывается, можно взглянуть на проблему безграмотности и с
другой точки зрения. То есть вспомнить о трех основных каналах получения
информации. Это зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) и
двигательный (кинестетический). У конкретного человека один из этих
каналов развит лучше остальных, он и является главным, ведущим.
Это отражается в основной деятельности школьника - учебной работе.
Есть данные о том, что и характер грамматических ошибок у ребенка
связан с особенностями его системы получения информации.
Зрительно ориентированный ребенок практически не допускает ошибок,
которые "режут глаз". Но зато он может не заметить неправильно
написанные гласные в суффиксе, в приставке. Или беглые гласные в
корне слова, особенно в словах, к которым трудно подобрать проверочные
слова: "собирать" и "соберёт", где в слове может
быть написана и буква "е", и буква "и".
Ошибки кинестетиков могут объясняться тем, что у них не выработан
внутренний голос и нет зрительного контроля при написании. С ними
сложнее всего. Отсутствие внутреннего голоса, то есть неумение продиктовать
себе трудно произносимое слово, чтобы правильно его написать, -
достаточно серьезное препятствие в освоении основ грамматики.
И наоборот, дети, у которых ведущий канал - слуховой, опираются
при письме только на проговаривание про себя. Для них это основной
источник ошибок.
Часто бывает, что у ребенка при хорошо сформированной внешней речи
внутренняя речь в развитии запаздывает. Если прочитать вслух то,
что пишет такой ученик, то может показаться: ему диктовал маленький
ребенок. На самом деле это его внутренний голос говорит пока как
малыш, коверкающий слова.
Специалисты советуют: чтобы научить такого школьника грамотному
письму, надо помочь ему во взрослении его внутреннего голоса. Например,
сказать: "Ты будешь грамотно писать. Но тогда, когда сам вместе
с внутренним голосом станешь выговаривать слова, а не коверкать
их, как двухлетний ребенок".
Некоторые ошибки - это следствие определенных нарушений в развитии
пространственных представлений. Пространственные отношения предметов
передаются в языке с помощью предлогов. А ребенок может воспринять
предмет вместе с предлогом как единое понятие ("подгорой",
"влесу", "наголове" и т.д.). И напишет соответственно
слитно. Выход - добиваться от ребенка точного понимания тех пространственных
отношений, которые передаются предлогами.
Пусть он проговаривает, что где находится (в, за, над, перед, под
и т. д.). Например, когда рассматривает картинки, иллюстрации в
книге. Или опишет то, что видит на прогулке в парке, при взгляде
в окно и т.д. Учится располагать предметы и детали в соответствии
с инструкциями (большой кубик на маленький, вилку слева от тарелки
и т. д.).
Полезно такое упражнение: ребенка сначала просят нарисовать предложение,
в которое включены предлоги. Например: "Подушка лежит на диване"
или "Лодка проплыла под мостом". Затем это же предложение
нужно записать словами. Или ребенок может записать только начало
предложения "Подушка лежит на...", а потом подставит в
него как можно больше слов ("на кровати, на полу, на окне и
т.д.").
Мы уже говорили о том, что у детей с ведущим визуальным каналом
есть некоторые особенности, которые помогают им делать меньше ошибок
на письме. Это умение запоминать, "фотографировать" слова
глазами, а еще умение мысленно представлять слова. Есть упражнения,
помогающие развивать эти важные умения.
- Попросите ребенка задумать какую-нибудь букву алфавита. Допустим,
он задумал букву "у". Но вы-то этого пока не знаете! Назовите
любое слово и спросите ребенка, есть ли в нем задуманная буква.
Например, "арбуз". Чтобы ответить, ему придется мысленно
"нарисовать" слово. Он отвечает, что в этом слове такая
буква есть, вы предлагаете еще слова, пока не поймете, какая буква
имеется в виду.
- Вот способ запоминания слов, регулярно вызывающих ошибки в написании.
На листе бумаги нарисуйте ленту кинопленки с кадрами и запишите
в ней трудное слово: в каждом кадре - одна буква. Попросите ребенка
"сфотографировать" кусок кинопленки глазами. Затем сотрите
буквы, оставив только контуры кадров. Ребенку нужно назвать, глядя
на пленку, стертые буквы слова. Сначала в обычном порядке, потом
в обратном, можно и вразнобой.
Многие упражнения и игры со словами будут полезны всем детям, осваивающим
письмо. Родители могут делать это дома. Некоторым детям таких домашних
занятий для преодоления грамматических ошибок недостаточно. Им необходимы
занятия с профессионалом - логопедом или корректором по русскому
языку. Сколько понадобится таких занятий, зависит от степени речевых
нарушений у ребенка. Обычно стоит запастись терпением и не ждать
мгновенных сдвигов.
Создавайте у ребенка установку на успех при запоминании и написании
трудных слов (старайтесь не употреблять при этом частицы "не").
Предупреждение: "Не делай ошибок!" - неэффективно. Правильная
установка звучит так: "Я запомню эти слова! Я буду писать их
правильно!"
Другие публикации по теме данной статьи:
- О пользе игр
на пространственную ориентацию
- О пользе изобразительного
творчества
- Как
помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом?
- Нарушения речи,
чтения и письма
- Почему
не каждому дается грамота?
- Если ребенок
пишет с ошибками
- Как письмо
на спине решает проблемы
|