Начальная школа (младший школьный возраст):
- подготовка к школе - адаптация
к школе - проблемы в учебе - проблемы
в общении
- советы психолога
Рекомендуем
родителям и специалистам "Лучшие
развивающие игры для детей онлайн"
Младший
школьный возраст охватывает период жизни от
6-7 до 10-11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка
— его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое
развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной
и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки
(ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг
- включаются в действие "новые" железы внутренней секреции и перестают
действовать "старые". Хотя физиологическая сущность этого криза еще
полностью не определена, по мнению ряда ученых примерно в возрасте 7 лет прекращается
активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с
деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, например, гипофиза
и коры надпочечников, что дает старт выработке таких половых гормонов, как андрогены
и эстрогены. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого
напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность
нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные
особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.
Ярко выражение протекал данный криз у юного Пушкина. В своей книге "Жизнь
А. Пушкина" Б. Мейлах пишет, что когда мальчику минуло 7 лет, в самом его
облике произошел неожиданный перелом: прежняя сонливость сменилась вдруг резвостью
и шалостями, переходящими всякие границы. Из робкого, неповоротливого, молчаливого
он вдруг превратился в необузданного, темпераментного, насмешливо-остроумного.
Мальчик постоянно вызывал упреки, порицания, нервные вспышки родителей и гувернеров.
К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного
мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов
возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного
поведения. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно,
то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных
мышц опережает развитие мелких, в связи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые
движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Вместе
с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный
характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая
ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает
через 25- 30 минут после начала урока и после второго урока. Дети утомляются в
случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной
насыщенности уроков и мероприятий. Физиологические трансформации вызывают
большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается
формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления
контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия,
памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения,
счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более
сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных
условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают
предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Под руководством
учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры
(науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и
новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо
начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных
мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть
постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности. С приходом
в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников,
особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для
дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и
ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны
и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства
предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное
отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего.
С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные
переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением
новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный
мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности,
хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого
ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается
и на здоровье младших школьников, и на их поведении. Поступление в школу
- это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие
два определяющих мотива его поведения: мотив желания ("хочу") и мотив
долженствования ("надо"). Если мотив желания всегда исходит от самого
ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми. Как дети могут
разрешить этот конфликт между "хочу" и "надо", какие пути
выхода из ситуации могут избрать? По логике, которая не раз использовалась в русских
сказках, этих путей может быть по крайней мере четыре: вперед, назад, налево и
направо. Первый путь, "надо", - это прямая дорога "вперед"
во взрослую жизнь с ее нормами, требованиями и обязательствами. Второй
путь, "хочу", - своеобразное отступление "назад", защитная
регрессия к ранним детским формам поведения. Третий путь, "налево",
используют так называемые «рациональные» дети, которые всеми силами стараются
преобразовать школьную ситуацию таким образом, чтобы в ней вместо взрослых "надо"
хозяйничали детские "хочу". Такие дети открыто сомневаются в самом содержании
взрослых норм и требований, вечно что-то предлагают, изменяют исходные правила,
протестуют и быстро выключаются из работы, если за ними не пошли и их не послушались.
Эти дети достаточно неудобны взрослым, так как всегда имеют свое мнение и склонны
противоречить взрослым (конфликтовать). Четвертый путь, "направо",
- самый интересный. Ребенок, выбирающий этот путь, всеми силами стремится соответствовать
всем тем "надо", которые следуют из конкретной ситуации. Но его не совсем
удовлетворяет то, как у него это получается. В результате он уходит в себя и очень
глубоко все переживает. У него возникают яркие, эмоционально окрашенные состояния.
Его раздирают противоречия между самыми разными стремлениями, желаниями и хотениями.
Ребенок не может принять себя в ситуации и поэтому более или менее осознанно стремится
преобразовать не внешний, а свой внутренний психический мир, хоть как-то снять
внутреннее напряжение и дискомфорт, т. е. защититься с помощью психологических
механизмов. И здесь что-то у него получается, а что-то нет. И если какие-то переживания
останутся плохо осознанными и неотреагированными, они могут превратиться в психологические
комплексы, которые мы часто наблюдаем и у взрослых людей. Какую бы стратегию
ни избрал ребенок, неспособность соответствовать новым нормам и требованиям взрослых
неизбежно заставляет его сомневаться и переживать. Поступивший в школу ребенок
становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей.
Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит
к изменению самооценки. Если до школы некоторые индивидуальные особенности
ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались
взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате
чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно
заметными. В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность,
плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых. Все больше
растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей
и учителей), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает
испытывать страхи особого рода: что его посчитают смешным, трусом, обманщиком
или слабовольным. Как отмечает А. И. Захаров, если в дошкольном возрасте преобладают
страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте
превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его
отношений с окружающими людьми. В большинстве случаев ребенок приспосабливает
себя к новой жизненной ситуации, и в этом ему помогают разнообразные формы защитного
поведения. В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает
развивать рефлексию на себя и других. При этом, добиваясь успеха или терпя поражение,
он может, по образному выражению В. С. Мухиной, попасть "в капкан сопутствующих
негативных образований", испытывая чувство превосходства над другими или
зависть. В то же время развивающаяся способность к идентификации с другими помогает
снять напор негативных образований и развить принятые позитивные формы общения.
Таким образом, поступление в школу ведет не только к формированию потребности
в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать
новое место внутри семейных отношений: он - ученик, он - ответственный человек,
с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом,
позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования
к самому себе. |