Игрушки своими руками. Самодельные игрушки для детей.
нажми для закрытия
поделки

меню Главная Статьи по детской психологии Детские игры и игрушки

Непродажные игрушки. Самодельные игрушки для детей.

Краткое содержание: Самодельные игрушки для детей. Самодельные игрушки из дерева. Самодельные игрушки фото. Самодельные игрушки из бумаги. Игрушки своими руками. Игрушки из ваты. Игрушки из природного материала. Игрушки из шариков. Игрушки из фетра. Игрушки из шишек. Игрушки из проволоки. Игрушки из меха. Игрушки из бисера. Вязаные игрушки своими руками.

Самодельные игрушки для детей

Столь символическое название для статьи выбрано не случайно. Именно так можно назвать то, что своими руками создают для детей их родители и воспитатели. Взрослый берет лоскут ткани и несколькими движениями превращает его в зайца с зайчатами, в белку, мальчика, или старушку, а потом придумывает о них самые увлекательные истории. Это и есть тот таинственный момент, когда детская фантазия одушевляет лоскуток ткани, делает его живым существом со своим "характером и манерами". Тогда рождается тонкая связь между малышом и взрослым, которому открываются некие тайны мира детской игры и фантазии. И это не имеет ничего общего с рынком игрушек и миром бизнеса.

Тайны тряпичных кукол

Нынешние взрослые (мамы и педагоги - те, с кем доводилось обсуждать тему детской игры на семинарах и в частных беседах), вспоминая свое детство, рассказывают о своих детских играх. И самые яркие воспоминания - об играх на чердаке в бабушкином доме с разной домашней утварью и тряпками, которые в играх обретали новую жизнь, о целых семьях куколок из соломы, о найденных на прогулке шишках и их удивительных превращениях в маминых руках, о тряпичных куклах и самодельных волчках.

Что же такое таится в самодельных игрушках? Это нечто, благодаря чему они стоят особняком среди прочих игрушек, абсолютно отличаются от изготовленных промышленным способом. Присмотревшись к процессу сотворения тряпичной куклы, вязанного мячика или кораблика из куска коры, можно заметить одну интересную особенность. А именно, что взрослый увлечен, поглощен именно ЭТОЙ вещью, именно ее сотворением. Вместо бездушного конвейера есть тепло и забота человеческих рук. Будь то простая узелковая игрушка или сложная в изготовлении тряпичная кукла - в нее вложена часть души, и опыт в рукоделии здесь не имеет значения.

Нередко на методических занятиях в группе встречаются одна - две участницы, которые проявляют активность во время теоретической части, а в начале практической говорят: "Я в жизни ничего не шила, вязать-мастерить не умею, у меня вообще не ничего никогда не получалось! Попробую, сделаю и вам тут оставлю". Каково же бывает их удивление, когда из-под рук выходит ладная, теплая и уже любимая игрушка. Дорогая, как собственное дитя. И вот через некоторое время можно услышать следующие наблюдения: "Тяжеленькая, мягкая, теплая кукла пробудила у моих детей удивительную привязанность. Пришлось сшить еще одну. Как приятно видеть, как они играют, ухаживают за куклами и, уютно устроившись, засыпают, крепко прижимая к себе".

Когда ребенок видит, как создается игрушка или знает, кто ее сделал, между ним и "мастером" возникает особая связь. Шерсть, ткань, дерево - настолько простые материалы, что у малыша не возникает желания посмотреть, что там внутри. А если случилась поломка или игрушка "заболела", то ее легко вылечить-починить (в отличие от большинства пластиковых игрушек). А ведь это так важно - душевная привязанность и возможность не расставаться с любимыми игрушками.

Парадоксы "любви"

В процессе игры зачастую вдруг обнаруживается нехватка того или другого персонажа или предмета. И забота о наличии всего необходимого у любимого чада подталкивает родителей к покупкам очередных игрушек. Но, может быть, стоит на минуту задуматься? В этом ли заключается деятельная любовь? Ведь всем нам в жизни не раз встречались ситуации, когда именно отсутствие необходимого заставляло творчески отнестись к процессу - придумать, изобрести недостающее, сделать из подручных средств. Дети часто именно так и поступают, если им не мешают взрослые своим поспешным финансовым участием и обещаниями.

K сожалению, в наше время обеспечение ребенка игрушками все больше связывается с наличием средств и бессистемными покупками все новых и новых игрушек. При этом родители очень часто сетуют на краткий интерес к, казалось бы, желанным вещам, на их недолгую жизнь в исправном состоянии и необходимость новых покупок. В чем же дело? Не в нашей ли душевной лености? Ведь то, как ребенок примет игрушку, какой импульс, какое направление даст игре, во многом зависит от родителей. Главный мотив взрослых: игрушка до мелочей должна повторять настоящую вещь. А ребенку остается только наслаждаться ее совершенством. "Я такого совершенства достичь не в состоянии, да и зачем? Сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь - пирожник. Игрушки надо покупать!". Вот и получается, что мы обеспечиваем малыша игрушками, в которых не чувствуется человеческого труда, и в которых все уже продумано и проделано за ребенка: паровозик сам ездит, музыка играет, кукла сама говорит и смеется, у нее есть наряды, украшения и все необходимые мелочи для дома, она не нуждается в заботе и опеке.

Между тем истинное участие, соответствующее детскому подспудному ожиданию и глубокой душевной потребности заключается в другом. В проявлении родителями собственной выдумки, изобретательности, и не на словах в виде умных советов, а на самом что ни на есть практическом деле, что называется, здесь и сейчас. Когда в присутствии ребенка изготавливаются игрушки, которые потребовались для игры, то такое деятельное участие в его детской жизни малыш ощущает как заботу и участие по отношению именно к нему. Способность сотворить недостающее из подручных средств - это ценнейшая особенность детской деятельности. И именно это умение превращать дети ценят во взрослых больше всего.

Выберем ли мы простую куклу, зверушку, машинку - игрушку, снабженную минимумом деталей, без излишних подробностей и технических возможностей? Отважимся ли сами сделать для ребенка ветряк-вертушку или куклу, лук со стрелами или фонарь? Чаще всего нет. В результате получается, что потребительское отношение к жизни, бездеятельность и леность мы закладываем в своих детях сами. А ведь возможен и другой подход: "Да, мир несовершенен. Но его можно делать лучше, удобнее, уютнее, и я помогу тебе в этом". Руководствуясь этим принципом, двигаясь малыми шагами, мы вместе с ребенком можем сами создавать то, чего еще нет. Именно создание того, чего еще нет, и называется творчеством. Двигаясь малыми шагами, мы вместе с ребенком можем сами создавать что-то. Тут не обойтись без фантазии. Не хватает тарелочек - тарелками будут ореховые скорлупки. У куклы должна быть своя куколка - сделаем из носового платка или ниток. Машинисту поезда нужен дом - не беда, что нет готового, им станет раскрытая книга, укрытая лоскутом ткани, а кроваткой - еще один лоскут, свернутый в рулончик.

Новые приключения покрывала

Давайте уже сегодня сделаем первые шаги на пути к новой, интересной домашней жизни, наполненной фантазией.

Первое: мы предлагаем вам пересмотреть то, с чем играет ваш ребенок. Вы с удивлением можете заметить, что это могут быть и не игрушки, а что-то из домашнего имущества или кажущегося мусора. Если ничем таким он в своей игре не пользуется, то вам есть над чем поработать! И это замечательно! Сколько нового и интересного вам откроется! Подумайте, что вы можете разрешить малышу брать для игры или передать в детское пользование насовсем.

Итак, все, что вы намерены смастерить или приспособить для игры - это игрушки, хотя их и не встретишь в продаже. Более правильное их название - игровые материалы:

- лоскуты однотонных тканей красивых оттенков разных размеров - от довольно больших до очень маленьких;

- подушки и подушечки;

- столы, стулья и скамейки;

- чурбаки из веток и древесных стволов различных размеров и форм, изогнутые сучья, коряги, обработанные наждачной бумагой и воском;

- шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, косточки, пучки веток или соломы, разложенные по небольшим корзинкам-коробочкам;

- корзины, непряденая овечья шерсть, шнуры, сплетенные или связанные из пряжи.

Добавьте к этому списку многое-многое другое, что может становиться игрушками по воле фантазии ребенка. Ветвистый сук может стать рогами оленя, а если на него накинуть коричневый или зеленый лоскут, то он будет горой. Кусок коры может быть корабликом, рубанком, педалью автомобиля или крышей домика. Лоскут темно-синей ткани становится озером, а если его свернуть в узкую полоску, то полотном железной дороги. А если это маленький лоскуток, то он может стать бельем для кукольной кроватки, плащом для куколки, а в опытных руках - волшебным образом превратиться в узелковую куколку или зверушку. И это лишь несколько возможных идей.

То, что эти предметы оставляют простор для детского воображения и открыты для всевозможных чудо-превращений - их главный признак и несомненное достоинство как игрушек.

Список достоинств можно продолжить. Для игры с такими игрушками практически не существенен возраст ребенка. А в том, как ребенок с ними играет, становясь все старше, как раз и проявляется его развитие - игрушки растут и развиваются вместе с ним, обретая все более совершенные игровые образы. Столы, стулья и ширмы, покрывала и лоскутки, коряги и чурбачки - все они дают необъятные возможности для конструирования в большом и малом объеме.

Разнообразные мелочи по желанию или по необходимости, как бы сами по себе, без директивных указаний взрослого, упражняют малыша в сериации[1] и классификации[2]. Например, деревянные столбики при возведении построек выстаиваются от самого низкого до самого высокого, а при ежедневной уборке волоей-неволей приходится сортировать на группы и раскладывать по местам перемешавшиеся орехи, каштаны, ракушки, скорлупки и пр. Эти же предметы могут играть роль вкладышей для коробок форм[3], в качестве которых используются разнокалиберные коробочки с крышками. Огромное разнообразие и сложные нюансы движений, которые ребенок непрерывно осуществляет при обращении с таким разнообразным материалом, упражняют крупную и мелкую моторику так, как это не могут делать многие направленные на это специализированные методики.

Примечания:

[1] Сериация - выстраивание предметов в ряд в порядке возрастания или убывания.

[2] Классификация - разбиение предметов на группы.

[3] Коробка форм - предмет для игры, в ходе которой малышу нужно проталкивать фигуры (вкладыши) через прорези, соответствующие этим фигурам по форме. Обычно для этого используется коробка или другая емкость с прорезями в стенках или крышке.

В богатстве и разнообразии опыта восприятия никакая промышленность не сравнится с природой. Цвет, фактура, тяжесть, легкость и многие другие свойства могут быть пережиты ребенком и освоены в непосредственном эмпирическом опыте, а не теоретически.

Большинство необходимых вещей можно найти на прогулке в саду, в лесу, у моря, или же в бабушкином сундуке, а иногда даже за обеденным столом. Таким образом, появление игрушек в доме не требует значительных материальных затрат и сохраняет дом от засилья игрушечного хлама.

В дополнение ко всему этому очень здорово, если ребенок получает игрушки, созданные теплыми родными руками мамы или папы. В наш век дефицита тепла человеческих отношений это становится особенно актуально.

Автор: Е.А. Aбдулаева.

Другие публикации по теме данной статьи:

   - Подборка статей по теме "Детские игры и игрушки"

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?