Детское непослушание. Систематическое нарушение ребенком правил и норм поведения.
нажми для закрытия
поделки

меню Главная Статьи по детской психологии Детское непослушание

Систематическое нарушение ребенком правил и норм поведения

Краткое содержание: Систематическое нарушение ребенком правил и норм поведения. Плохое поведение детей. Причины плохого поведения ребенка. Противоречивости и непоследовательности родительских требований. Конфликты между родителями. Привлечение к себе внимания.

плохое поведение

1. Нарушение правил и норм поведения с целью привлечения к себе внимания взрослого.

Подобного рода поведение ребенка может быть способом привлекать к себе внимание окружающих, в частности родителей, когда его не хватает или ребенок не обладает иными навыками привлечения внимания к себе. Выходом здесь может быть то, чтобы не обращать внимания на нарушения правил и норм поведения, но поощрять их соблюдение, в частности, создавать прецеденты, когда ребенок их выполнит, затем хвалить. Можно также переключить внимание ребенка с поиска внимания взрослых на иные подкрепляющие стимулы, например удовольствие от выполнения какой-либо деятельности.

2. Нарушение правил и норм поведения по причине нерефлексивного отношения к ним ребенка.

Примечание: рефлексия - внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.

Эффективным является объяснение ребенку причин, по которым следует делать одно и не следует делать другого. Необходимо обосновывать требования, стараться рассуждать вместе с ребенком, чтобы сделать его более понимающим, почему желательно одно и нежелательно другое поведение. Важно помогать ребенку выстраивать четкую и непротиворечивую систему понятий о мире и о месте человека в этом мире.

Порой используются поведенческие техники. Создаются условия, в которых ребенок предстает перед окружающими как хорошо соблюдающий правила и нормы поведения, что подкрепляется вниманием, одобрением, похвалами. Противоположное поведение при этом игнорируется.

Например, девочку-неряху, вместо того чтобы ругать и наказывать, красиво одевают, причесывают, приводят в порядок. Затем приглашают гостей, которые ее хвалят: какая она чистая, аккуратная, как приятно с ней общаться. Впоследствии девочка и дальше стремится быть аккуратной, чтобы еще раз получить похвалу. У нее закрепляется соответствующая модель поведения.

3. Нарушение правил и норм поведения по причине противоречивости и непоследовательности родительских требований и/или требований иных воспитателей.

В этом случае родителям помогают выработать единую и непротиворечивую систему требований по отношению к ребенку и систему штрафных санкций.

4. Нарушение правил и норм поведения с целью оптимизации конфликтов между родителями.

Джозеф Браун и Дана Кристенсен в своей книге "Теория и практика семейной психотерапии" описали семейную ситуацию, в которой наблюдался конфликт между детьми Энн (15 лет) и Билли (13) лет. К психологу обратились после того, как Билли угрожал сестре кухонным ножом. Энн стала хуже успевать в школе и постоянно жаловалась на несправедливость окружающих.

Во время встречи с семьей было обнаружено, с одной стороны, скрытое противостояние супругов; с другой стороны, когда это противостояние угрожало перерасти в конфликт, возможность подобного рода конфликта прерывалось поведением детей, связанных с нарушением норм и правил поведения. Например, Билли стал раскачиваться на стуле и упал. Энн тут же выбежала в туалет. Кроме того, возникло предположение, что вражда между детьми служит метафорическим выражением супружеского конфликта. Своим поведением дети по-своему старались внести участие в разрешение внутрисемейного конфликта, хотя, возможно, и неосознанно.

Поскольку работа с семьей в данном случае осуществлялась в рамках стратегической модели, рефлексирующая группа специалистов, работавших с семьей, адресовала членам семьи записку следующего содержания:

Мы высоко ценим усилия Билли и Энн по предотвращению конфликтов между родителями. Если мама и папа перестанут позволять детям вмешиваться в свои разговоры, одному или обоим родителям будет трудно восстановить эмоциональное равновесие, вплоть до развития у них депрессии. Мы предостерегаем обоих родителей против жестокого ограничения вмешательства детей в их отношения. Желательно и куда более безопасно, чтобы каждый из родителей продолжал поддерживать альянс с одним из детей для предотвращения супружеских конфликтов - мать с сыном, а отец с дочерью.

Данная записка нацелена на то, чтобы вызвать у членов семьи сопротивление тем требованиям, которые в ней содержатся, актуализировать желание действовать наоборот. Ситуация, если супруги перестанут общаться друг с другом, при этом каждый из них станет углублять альянс с одним из детей, должна вызвать сильную реакцию отторжения на эмоциональном уровне как у родителей, так и у детей. Это происходит потому, что, согласно базовым представлениям той модели, в русле которой осуществляется работа, у человека на генетическом уровне закреплено, что супруги должны оставаться в семье супругами и родителями, а дети - детьми. Ситуация, когда ребенок заменяет родителю другого родителя, может сохраняться в семье долгое время, не будучи осознанной. Будучи же осознанной, она вызывает эмоциональную реакцию противиться ей, ибо такая ситуация противоречит требованиям, заложенным в человека природой, но может возникать по причине ощущения членами семьи глубокой ответственности относительно оптимизации процессов общения в семье. Для более подробного знакомства рекомендуем книгу Сержа Московичи "Машина, творящая богов".

В какой-то момент мать из этой семьи начала резко отчитывать Энн, при этом отец не вмешался, а наблюдал за происходящим с иронической улыбкой, хотя до этого отругал Билли за его привычку качаться на стуле. Эта ситуация делала очевидным то, что супруги не выступают по отношению к своим детям в качестве единой команды, с единым и непротиворечивым набором требований, не поддерживают друг друга. Цели воспитания и цели, связанные с расколом, в семье перемешаны. Воздействия родителей, кроме воспитания детей, имеют еще и иную подоплеку.

Для коррекции этого поведения, противоречащего нашему внутреннему глубинному ощущению того, как должно быть, семье была послана записка следующего содержания:

Мы считаем усилия отца, призвавшего Билли к порядку, заслуживающими уважения и весьма благородными по отношению к матери. Имея возможность не делать эту "черную", но необходимую работу, мать может сохранить добрые отношения с сыном. Мы понимаем, что отцу это дается большой ценой (т.е. он лишает себя близости с сыном), тем более его жертва заслуживает всяческого одобрения.

Аналогичным образом мы видим самоотверженные усилия матери, пытающейся повлиять на Энн. Это большая жертва, ведь матери хочется быть ближе к дочери, но надо полагать, что эта жертва оправданна.

Через некоторое время родители в этой семье объединили свои усилия, пытаясь призвать детей к порядку. Тогда специалисты, работавшие с этой семьей, решили призвать родителей к решению своих собственных проблем следующей запиской:

Мы считаем, что на данном этапе желательно акцентировать внимание на поведении детей, поскольку выяснение супружеских разногласий может привести к возникновению конфликта. Некоторые из нас озабочены неготовностью пары обсуждать злоупотребление мужа алкоголем и проблему занятости жены.

Через некоторое время после получения этой записки супруги обратились с просьбой о том, чтобы следующая встреча проходила без детей. Таким образом, дети были отстранены от необходимости оптимизировать конфликты между родителями.

Автор: А.Н. Елизаров

Другие публикации по теме данной статьи:

   - Бывают ли "чисто детские" проблемы?

   - Проблемы семьи и ребенок

   - Почему дети ведут себя плохо?

   - Детское непослушание

   - Почему дети не слушаются родителей?

   - Игнорирование ребенком просьб родителей

   - Когда ребенок невоспитан

   - Как учить вежливости: ребенок дома и в гостях

   - Грубость

   - Что делать, если ребенок скажет: "Мама, я тебя ненавижу"?

   - Если ребенок сквернословит

   - Сквернословие

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?