нажми для закрытия
поделки

меню Главная Развивающие методики Обучение чтению

Устраняем технические недостатки в чтении (коррекция скорости чтения, работа над постановкой ударения, трудными для чтения словами, устранением регрессии, орфоэпическим чтением)

Обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста чтению. Недостатки чтения. Устранение технических недостатков в чтении (коррекция скорости чтения, работа над постановкой ударения, трудными для чтения словами, устранением регрессии, орфоэпическим чтением).

Коррекция скорости чтения.

Упражнение №1. Слова расселись у окошка. О чём они говорят?

Ты читаешь очень быстро. Это хорошо. Это было бы даже отлично, если бы из-за спешки не случалось так много ошибок. Слова обижаются. Каждому из них хочется, чтобы ты прочел его внимательно. Мы с этой проблемой справимся. Мы посадим слова у окошка. Вот они, смотрят из окна. Прочти их. А теперь я сдвину окошко - и в нем появятся новые слова. Так постепенно мы с тобой прочтем весь рассказ.

Коррекция скорости чтения

Примечание для родителей.

Если ваш ребенок читает очень быстро, совершая при этом много ошибок, прибегните к помощи "окошечка", у которого прорезь должна находиться слева. Таким образом, правая сторона строки будет всегда закрыта, и вы сможете механически регулировать темп чтения в соответствии с возможностями ребенка.

Обязательно объясните ребенку, зачем вы используете "окошечко". Поняв направленность и необходимость ваших действий, он станет сознательно помогать процессу работы с окошечком и сможет подключить систему самоконтроля.

Упражнение №2. Читаем со скоростью молнии.

В названии этого упражнения недаром говорится о молнии. "Со скоростью молнии" - значит "очень быстро". Ты начнешь читать медленно, в спокойном темпе, но как только я скажу: "Молния", - читай быстро-быстро. Но помни, читать надо не только быстро, но и правильно, без ошибок.

Примечание для родителей.

Упражнение заключается в чередовании щадящего режима чтения с максимально быстрым его темпом. Обратите внимание на правильность чтения. На первых порах одновременно следить за темпом и правильностью детям бывает трудновато. Но постепенно ребенок научится соответствовать обоим требованиям. В качестве примера работы мы предлагаем несложный текст, хотя в будущем для этого упражнения можно использовать любой рассказ из учебника по чтению.

Отважный пигвиненок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошел к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и... бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море. Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море. (Г. Снегирев)

Упражнение №3. Прочитаем вслух рассказ. Не один, а много раз.

Примечание для родителей.

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает его же в течение одной минуты и отмечает место, на котором остановился. Небольшой перерыв. Ребенок снова читает текст с самого начала и вновь отмечает место, на котором истекла отпущенная ему минута. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Таким образом, это простое упражнение не только тренирует навык чтения, но и повышает мотивацию ребенка. Возвращайтесь к тексту и в третий, и в четвертый раз.

Упражнение №4. Возьми друга на буксир.

Тебе знакомо выражение "взять на буксир"? Правильно, оно означает "оказывать поддержку, помощь". Я буду быстро читать, а ты следи глазами за тем, как я это делаю. Старайся не отставать. Как только я остановлюсь, бери меня на буксир - продолжай чтение сам. Теперь уже я буду следить глазами и, как только ты остановишься, возьму на буксир тебя.

Примечание для родителей.

Выберите текст, соответствующий технике чтения вашего ребёнка. Читая, не развивайте слишком большой темп, иначе вашему подопечному будет не под силу следить за вами. И не водите по строчкам указкой или пальцем - ребенок должен перемещать взгляд без этих вспомогательных средств. Но, поменявшись ролями и передав функцию "буксира" ребенку, постарайтесь, чтобы он подольше не останавливался: ведь наша главная задача в данном случае - развивать у него навык скоростного чтения.

В дальнейшем можно варьировать скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Повторяйте упражнение многократно. Постепенно скорость чтения ребенка станет подтягиваться к вашей.

Работаем над постановкой ударения.

Примечание для родителей.

Обычно существует две причины, по которым в читаемом слове неправильно ставится ударение.

1. Слово незнакомо ребенку - оно не входит в его активный словарный запас, либо он вообще впервые его слышит.

2. Ребенок постоянно слышит от окружающих неправильный вариант постановки ударения в определенном слове. Он воспринимает его как правильный.

Какая бы из причин не была истинной, результат всегда оказывается одним и тем же. Как помочь ребенку в этом случае?

Сначала необходимо поработать над смысловой стороной слова, и только затем над его звучанием. Общий порядок работы изложен в памятке для ребенка.

Памятка для ученика может быть использована как для самостоятельной, так и для совместной работы. Во втором случае воспользуйтесь ею как инструкцией для разбора трудного слова.

Как ты думаешь, что такое ударение? Для чего оно нужно? Может быть, без него можно обойтись? Нет, нельзя! От ударения очень многое зависит. Если его изменить или переставить в другую часть слова, смысл может полностью измениться. Например, когда мы говорим полки, ставя ударение на первый слог, то имеем в виду несколько стеллажей для хранения каких-нибудь вещей. Но стоит нам переставить ударение на второй слог - полки, как стеллажи превратятся в целую армию с множеством солдат.

По тому, насколько правильно человек ставит ударение, судят об уровне его образованности. В самом деле, что ты подумаешь о людях, которые говорят килОметр на слог "ло", или алфАвит, ставя ударение на "фа"?

Теперь ты видишь, что ударение - это очень важная вещь. И если при чтении тебе попадутся слова, место ударения в которых тебе еще неизвестно, воспользуйся следующей памяткой.

Памятка для работы над ударением.

1. Если слово уже встречалось тебе раньше, попробуй самостоятельно уяснить для себя его смысл. Что оно обозначает?

2. Если слово для тебя совсем новое, отыщи его в толковом словаре. Из словарной статьи ты сможешь узнать, что обозначает это слово. Прочти, а потом постарайся самостоятельно объяснить смысл слова. Кроме того, в словаре указано, на какой слог слова приходится ударение. Запомни это, чтобы в дальнейшем произносить слово правильно.

3. Произнеси слово правильно несколько раз, голосом выделяя ударение. Определи, какой по счёту слог - ударный. Несколько раз отстучи карандашом ритм слова - ударный слог громко, а безударные - тихо, так, чтобы число ударов соответствовало числу слогов.

4. Нарисуй с помощью крестиков слоговую схему слова. Ударный слог обозначь большим крестиком (X), безударные - маленькими (х). Например, для слова КЛАПАН схема будет выглядеть так: Хх.

5. Напиши слово цветным фломастером печатными буквами на листе бумаги, выдели ударную гласную ярко-красным цветом и размером. Пусть ударная гласная будет больше других букв. Правильно произнеси слово несколько раз, ориентируясь на выделенную ударную гласную.

6. Посмотри на слово несколько секунд. Закрой глаза, мысленно представь себе слово. Оживи ударную гласную: вообрази, как она дышит, танцует, растет.

7. Открой глаза, громко и отчетливо произнеси слово несколько раз подряд.

8. Составь два-три предложения с этим словом и запиши их. В слове, над которым работаешь, выдели ударную гласную красным фломастером. Прочитай вслух предложения.

Работаем над трудными для чтения словами.

Примечание для родителей.

Для того, чтобы помочь ребенку осмыслить трудное для чтения слово, необходимо придерживаться определенного плана работы. Рассмотрим его, разбирая отрывок из рассказа Л. Толстого.

Мыши.

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись...

Вот одна мышка и сказала: "Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идет. Надо коту на шею колокольчик надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдём"...

1. Предложите ребенку прочесть первый абзац текста.

2. Слова, которые будут прочитаны по слогам, подчеркните карандашом. Объясните ребенку, почему вы их подчеркнули, и предложите ему продолжить чтение, самостоятельно выделяя трудные слова.

3. Проанализируйте вместе с ребенком, в чем состоит для него трудность подчеркнутых слов. Объясните значение тех слов, которые ему непонятны; при необходимости воспользуйтесь толковым словарем, подберите синонимы. При работе с редко встречающимися в детской речи словами обращайте внимание в первую очередь на смысловую сторону: полностью осознанный словарный материал легче усваивается.

4. Поработав над пониманием, переходите к технике чтения. Произнесите сначала сами, а потом вместе с ребенком слово, вызвавшее затруднение. Сделайте это несколько раз, постепенно ускоряя темп. При этом ученику необходимо не только слышать и произносить слово, но и видеть графический образ слова. Чтобы ребенка не отвлекали соседствующие в тексте слова, предлагаем учебное пособие, которое легко изготовить самостоятельно.

5. Приготовьте картонные карточки длиной 10 и шириной 1,5 см. На них печатными буквами запишите по одному проблемному слову. Лучше, если ребенок под вашим руководством сделает это своей рукой. В левом краю каждой карточки проделайте небольшое отверстие и проденьте в него колечко. Карточки окажутся нанизанными на кольцо, как ключи на брелок. Например, первым в нашем случае окажется слово "спастись", трудное из-за двух пар сдвоенных согласных и "хитрого" окончания. Далее последуют карточки с другими непростыми словами.

Коррекция скорости чтения

6. Дайте ребенку "связку" слов. Пусть, передвигая карточки по колечку, он прочтет каждое слово несколько раз. Так он научится узнавать их с первого взгляда. Потом, встретив "отработанные" слова в тексте, ребенок будет читать их синтетическим способом. Если же указанная работа не проводилась, то он, как показывает опыт, и при повторном чтении произносит их по слогам.

7. Количество карточек с трудными словами может быть разным - в зависимости от объема и сложности предложенного текста. Даже если трудных слов очень много (30 и более), не отчаивайтесь. Не пропускайте ни одного проблемного слова. Постепенно их количество будет снижаться, а ваш ребенок будет читать все быстрее и правильней.

Работаем над устранением регрессий.

Чрезвычайно распространенной причиной замедленного чтения является то, что специалисты называют регрессией, попросту говоря - возвратное движение глаз к уже прочитанному. Некоторые дети неосознанно, незаметно для себя читают дважды не только отдельные слова, но и весь текст - как сложный, так и относительно легкий. Понятно, что на это уходит время.

Определить, присутствуют ли у ребенка при чтении регрессии, можно с помощью простого наблюдения. Если при прочтении вслух незнакомого текста взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания, а в чтении отсутствует плавность, значит, регрессии имеют место. Они могут быть вызваны тремя основными причинами.

1. Текст труден для понимания, и ребёнок, проверяя себя, старается дважды прочесть чуть ли не каждое слово.

В этом случае полезно предложить ученику не беспокоиться, даже если он не все понял, пообещав позднее объяснить каждое сложное слово. Часто оказывается, что объяснения не нужны, смысл ясен и так. Вопрос о регрессии снимается.

2. Низкий уровень внимания.

Иногда возвратное чтение вызвано невозможностью сосредоточиться. Узнайте, не беспокоит ли что-нибудь ребенка во время чтения, мешая должным образом сконцентрироваться. Успокойте юного читателя, подбодрите его. Предложите упражнения на концентрацию внимания (см. раздел "Развивающие методики. Внимание."). Скорее всего, вы справитесь с этой проблемой. Главное, чтобы регрессии не вошли в привычку.

3. Сила привычки.

Как правило, именно мы, взрослые, сами того не желая, формируем у детей привычную регрессию. Когда ребенок еще только осваивает послоговой способ чтения и не всегда может сразу уловить смысл, мы то и дело просим его перечитывать какое-нибудь слово вновь и вновь, пока он не поймет значение прочитанного слова. Это - прямой путь к регрессии.

Другой случай. Когда родители слишком рано начинают настаивать на чтении целым словом, ребенок идет на невинный и вынужденный, в общем-то, обман: читает по слогам про себя, а затем уже вслух - слово целиком. Так формируется привычка. Всего вероятнее, такой ребенок, и приобретя навык синтетического чтения, сложные и длинные слова будет всегда перечитывать дважды.

Рекомендации.

Любая привычка - вещь очень устойчивая. Устранить ее нелегко. Для преодоления привычки к возвратному повторному чтению необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения - чтения с "окошечком", в котором вырез расположен справа.

Коррекция скорости чтения

Окошечко, которое имеет вырез справа, по мере чтения будет закрывать уже пройденный текст, заставляя взгляд читающего двигаться строго слева направо. Тем самым оно не позволит ребенку возвращаться к словам, которые он уже прочитал, и поможет устранить навык "двойного чтения".

Объясните ребенку, зачем вы используете такое "окошечко". Это поможет юному читателю понять смысл и необходимость такой работы. Чтобы преодолеть вредную привычку, нужно сформировать новую. Используйте "окошечко" постоянно и при каждом удобном случае - например, при выполнении домашних заданий. Не волнуйтесь, если видимый результат появится нескоро: переучивание и формирование новой привычки - достаточно длительный процесс.

Работаем над орфоэпическим чтением.

Примечание для родителей.

Обычно, когда техника чтения ребёнка совершенствуется и он начинает читать быстро и довольно свободно, происходит незаметный переход от орфографического чтения (прочтения слов по написанию) к орфоэпическому (прочтению слов так, как они произносятся). Именно так читают взрослые: "видя" слово в тексте, мы произносим его не по написанию, а по речевому звучанию. Однако есть дети, которые на предыдущих этапах обучения привыкают к орфографическому чтению и не могут отказаться от него, даже когда их читательская техника становится вполне совершенной.

Если раньше орфографическое чтение было важно и необходимо, поскольку обеспечивало точное воспроизведение слова, то на этапе чтения синтетическим способом этот способ, как правило, приводит к снижению темпа и недостаточному осмыслению содержания.

Как же можно помочь ребёнку в этом случае?

Возьмите небольшой текст или его часть из учебника по чтению. Приблизительно 5-6 строчек. Дайте ребенку возможность прочитать его. Поработайте с ним, используя памятку.

Старайтесь каждый день уделять некоторое время этому виду работы. Вскоре для ребенка откроется смысл каждого слова. Он начнёт больше опираться на содержание, чем на техническую сторону. Привычное звучание будет извлекать из памяти привычные ассоциации, обороты речи, шаблоны. Чтение станет более интересным и увлекательным занятием.

"Ты уже знаешь, что в русском языке очень часто слова произносятся не так, как пишутся. Например, мы говорим К[А]-РОВА, а пишем КОРОВА, говорим СО[Н]ЦЕ, а пишем СОЛНЦЕ. Если читать все слова так, как они написаны, это будет звучать непривычно. Попробуй несколько минут так поговорить. Сам заметишь, что становишься похож на иностранца, изучающего русский язык.

Твоя задача научиться при чтении произносить слова так же, как в обыденном разговоре. Письменная речь при прочтении не должна отличаться от устной. Чтобы достичь этого результата, необходимо соблюдать некоторые правила и работать над произнесением трудных для тебя слов. Предлагаем тебе воспользоваться следующей памяткой".

Памятка.

1. Прочитай предложение и подчеркни в нем все слова, которые пишутся не так как произносятся. Сначала читай слово и только затем произноси. Произносить надо так, как они обычно звучат в устной речи.

2. Поработай с каждым из подчеркнутых слов. Произноси их и найди звуки, которые обозначены не соответствующей им буквой. Например, пишется РОМАШКА, а говорится Р[А]МАШКА.

3. Выдели красным цветом те буквы , которые произносятся в слове иначе, чем пишутся. Вот так: РОМАШКА. Если возникнут трудности, попроси кого-нибудь произнести слово медленно и чётко, чтобы было легче сравнивать.

4. Прочитай так каждое подчёркнутое тобой слово в предложении, найди все "хитрые буквы" (те, которые произносятся иначе, чем пишутся) и выдели их в тексте.

5. Прочитай медленно вслух все предложение, произнося слова так, как они звучат в речи. Выделение цветом поможет тебе читать правильно.

Примечание для родителей.

Неважно, будет ли ребенок в своей работе проговаривать слова вслух или выполнит задание молча. Главное, что он станет читать текст орфоэпическим способом, опираясь на сигналы, которые проставил собственноручно. Кроме того, подобная работа имеет неоценимое значение для усвоения грамотного письма, т. к. развивает орфографическую зоркость - учит видеть "опасные места", в которых написание расходится с произношением.

Рекомендуем родителям и педагогам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru. В специальном разделе сайта"Учимся читать" вы найдете онлайн букварь (азбуку), игры с буквами, игры на обучение чтению слогов, игры со словами и целыми предложениями, тексты для чтения. Яркие, красочные картинки, игровая форма подачи материала сделают занятия по обучению чтению дошкольников не только полезными, но и интересными.

обучение чтению учимся читать как научить читать

   

  

   

Новейший онлайн букварь

Игровые карточки к букварю

Подготовка к школе

Цвеы из бумаги

Пасхальные поделки

Поделки ко дню космонавтики