Развитие речи у детей. Некоторые первые представления и понятия ребенка и проявления их в речи.
нажми для закрытия
поделки

меню Главная Развивающие методики Развитие речи у детей

Некоторые первые представления и понятия ребенка и проявления их в речи

Развитие речи у детей. Некоторые первые представления и понятия ребенка и проявления их в речи.

Рекомендуем родителям и специалистам:

   - Развитие речи у детей

   

первые представления и понятия ребенка

"Автобус меня уронил и ушиб!" - рассказывает Тима Р. в 2 года 3 месяца. Он действительно упал в автобусе при толчке и ушибся. Но для Тимы автобус - живое существо, которое обошлось с ним плохо.

"Стакан упал на меня и облил!" - жалуется Сережа Т. того же возраста. Мальчик вовсе не хитрит и не хочет свалить вину на стакан, он искренне считает его виноватым.

"Меня шкаф ударил!" - плачет Юля Т. 2 лет 6 месяцев и в отместку ударяет шкаф кулачком (и ушибается еще раз).

"Эта подушка черствая (жесткая), я не хочу с ней спать", - заявляет Тоня Е. 3 лет.

Максим Б. 3 лет очень сытно пообедал и схватился за животик: "У меня там пища болит!"

Можно каждый день наблюдать столкновения малышей с вещами, столкновения, в которых вещи обижают их, причиняют боль, пугают - а взрослые этого не понимают.

Правда, вещи могут вести себя и вполне доброжелательно. "Вот как хорошо меня спрятал диван, ты и найти не могла!"- говорит Катя С. в 3 года 3 месяца маме. "Одеяльце теплое, оно меня греет, никому не отдам!" - сказала Люся Н. в 3 года о своем одеяле.

Изредка маленькие дети просто констатируют факт. "Автобус споткнулся, да еще и чихнул",- отметила Дэзи Г. в 2 года 10 месяцев.

Ребятишки относятся как к живым не только к самим вещам, но и к их изображениям на открытках, в книжках и даже на собственных рисунках. Мариша К. в 3 года испортила книгу с иллюстрациями художника Рачева - отрезала на многих картинках зайцев и петухов, чтобы спасти их от лисиц и волков - она не шалила, а действовала из самых добрых побуждений. Липа Ч. 3 лет 4 месяцев загибала страницы в книжках со сказками так, чтобы отделить хищников от жертвы (например, лису от колобка) или Ванюшу от Бабы-Яги. Гена Р. в 3 года 2 месяца пытался нарисовать зайку и лису, но не соглашался изобразить их на одном листе бумаги - чтобы лиса не поймала зайку!

По реакциям детей, по их высказываниям мы постоянно убеждаемся, что в первые годы жизни они еще не в состоянии четко разграничить, где неживой предмет, а где живое существо - для них все выглядит одушевленным. Понятия о живом и неживом формируются постепенно и становятся более или менее четкими лишь в старшем дошкольном возрасте. Поэтому, если ваш малыш уверяет вас, что это его сапожки залезли в лужу, а вовсе не он сам - это не всегда попытка избежать наказания, так как характер представлений у малышей очень отличается от наших. Например, Максим Б. в 3 года доказывал вполне серьезно, что он сам нисколько не устал, устали только его ножки. Если ребенок не соглашается отпустить вас из комнаты и остаться один, так как боится пятна на стене ("а вдруг оно меня укусит?"), не торопитесь сердиться - вероятно, ему в самом деле страшно. Нужно устранить причину страха и только тогда оставить ребенка одного. Не забывайте, что для маленьких детей все вокруг живое и порой недоброжелательное, ибо они еще многого не понимают.

С другой стороны, в людях, в животных малыши часто видят какое-то механическое начало. Игорек К. в возрасте 3 - 4 лет считал, что все движения, ходьба, прыжки есть следствие действия заводных пружинок (как в заводных игрушках). Он бегал с мамой наперегонки и, когда она устала и остановилась, совершенно серьезно спросил: "Что, завод кончился?" Про свою бабушку мальчик говорил, что в ней вообще плохой завод: "Пойдет немного и остановится, пойдет еще немного и остановится!" Славик И. 3 лет б месяцев спросил заболевшего отца: "В тебе что-нибудь сломалось? А кто чинить будет?"

Возможно, что и в этих представлениях ребятишек нет противоречия с их склонностью одушевлять предметы - может быть, и пружину, и "машинку" они считают живыми. Тот же Славик как-то сделал замечание отцу, когда тот скручивал проволоку (делал "жучка"): "Ты полегче, полегче, ей же больно!"

У детей первых лет жизни существуют самые путаные представления о строении и функциях организма, в том числе и их собственного. Сева Ф. 3 лет 3 месяцев надавливает себе на живот руками и спрашивает мать: "Почему у меня в животике мягко, а у мишки твердо? Ты не те опилки насыпала?"

Миша Д. 3 лет 4 месяцев показывает на свою грудную клетку и говорит: "У меня вот там часы тикают".

Четырехлетние Коля Н. и Маша Л. поссорились, и Маша с презрением говорит: "Эх ты, пустая голова!" Коля с возмущением отвечает: "У меня не пустая голова, у меня язык в голове! Вот!" - и с торжеством высунул язык.

Леша В. 4 лет стучит по груди то себя, то приятеля Сашу Г. 3 лет 10 месяцев и, наконец, спрашивает: "А что у тебя там есть?" Саша, подумав, отвечает: "У меня там только ОРЗ". (Он часто болеет, кашляет, и ему ставят диагноз ОРЗ.)

Прислушавшись к тому, что говорят маленькие дети, обнаруживаешь, что они не знают, что такое думать, спать и т. д. Отец сердится на четырехлетнего Алика: "Ты думаешь, что ты говоришь?" Мальчик качает головой: "Я не думаю, я говорю!" Соня Д. 3 лет 4 месяцев уговаривает маму пойти в зоосад. "Ты думаешь в зоосад?" - "Я не думаю - я же не дурочка! Я говорю".

Состояние сна воспринимается ребятами как смотрение снов (подобно тому, как смотрят телевизор, например).

Мариша К. в 3,5 года, проснувшись утром, спрашивает бабушку: "Бабуся, тебе понравился сон?" - "Какой сон?" Девочка огорченно всплеснула руками: "Что же ты не смотрела? Про зверей сон был!"

Игорек К. в возрасте 3,5 лет считал, что сны хранятся в подушках (и даже пытался распороть свою подушку, чтобы посмотреть сны и днем).

Дима О. 3 лет 7 месяцев разговаривает с бабушкой - она жалуется, что совсем не спала ночью. Дима рассудительно отвечает: "Ну, ничего, ты сейчас садись, смотри телевизор". Для него отсутствие сна ночью означает только пропущенные сны.

Юра Н. 3 лет 5 месяцев подошел к воспитательнице и спросил, почему сны днем выключаются?- он несколько раз закрыл и открыл глаза и потрогал веки пальцами: "Сейчас в коже глазов не видно снов". По-видимому, Юра представлял себе, что веки глаз - это что-то вроде экрана телевизора.

Очень трудны для детей понятия о времени. Вы сами, вероятно, замечали, как долго малыши путаются в представлениях о нем. Когда двух-трехлетний ребенок плачет, зовет мать, а его утешают, что она скоро придет - это не утешение: ребенок не понимает, что такое "скоро".

Даже четырехлетние (а иногда и пятилетние) дети путают слова "завтра", "вчера" и т. д. Они смутно представляют себе: нужно проспать ночь, тогда будет завтра, или проспать две ночи - и будет воскресенье. Часто можно услышать от ребят этого возраста: "У меня вчера будет день рождения!", "Я завтра ходил с мамой к врачу!"

Трудность формирования представлений о времени проявляется и в том, что дети не могут усвоить, что такое возраст - даже их собственный: ведь представить себе годы еще сложнее, чем представить дни.

Степа в 4 года на вопрос о том, сколько ему лет, ответил: "Десять, скоро восемь". Гена Н., тоже 4 лет, на этот же вопрос ответил менее уверенно: "Или семь, или три".

Света Д. (она хорошо знала счет по порядку) в свой день рождения объясняла гостям: "Мне было четыре годика, а сегодня - пять! А немножко потом будет шесть!"

Понятия о временных отношениях нужно вырабатывать у детей, стараясь сначала дать им представления о коротких отрезках времени, затем - о более длительных. В 4-5 лет ребенку можно показать часы, дать почувствовать длительность минуты, нескольких минут, потренировать это в играх; затем следует учить значение слов: сегодня, вчера, завтра и т. д.

Представления о пространственных отношениях (близко, далеко, правая сторона, левая сторона и т. д.) для детей легче, так как они наглядны. Правую и левую руку (что более конкретно и наглядно) малыши различают после сравнительно небольшой тренировки, но правую и левую сторону - уже труднее.

В 5-7 лет ребята составляют себе какое-то представление о том, откуда берутся дети. Многие из них долго вполне удовлетворяются тем, что они "родились у мамы". Большая часть придерживается такого мнения: детей покупают в магазине. При разговоре в старшей группе детского сада нескольких детей спросили, есть ли у них братья или сестры. "Нет, - сказал пятилетний Славик Г.,- но мама с папой уже копят деньги купить братика, 15 рублей накопили". Дима У., тоже 5 лет, ответил: "Собираются купить, но боятся, что непослушный попадется, как я". Саша М. 5 лет 2 месяцев выразил сомнение по поводу теории покупки детей, когда познакомился со своей новорожденной сестренкой: "Сказали, что купили, а я ее трогал - она кожаная, как я. В магазине же не продают кожаных, а только пластмассовых, или резиновых, или тряпочных".

Мариша К. в 5 лет разговаривает с подружкой: "Лена, а тебя кто родил?" Лена ответила, что ее родила мама, и, в свою очередь, спрашивает, а кто Маришу родил? "А меня бабуся" (девочка жила длительное время у бабушки и была на ее попечении).

Игорек К. в 5 лет 2 месяца оказался более просвещенным - он знал, что сначала был в животике у мамы, "а потом мне там надоело, там же темно и скучно, я и родился!"

Леня В. 5 лет был недоволен, что в группе много девочек, и нашел выход из положения: надо их переделать в мальчиков. "А разве можно?" - усомнились его товарищи. "Очень просто: переодеть мальчиками. Вы думаете, как это получается? Родился ребенок, его оденут мальчиком - и будет мальчик, оденут девочкой - будет девочка! Только если уж большие вырастут, так переодевание не поможет".

Очень многие представления и понятия, складывающиеся у ребятишек, совершенно не соответствуют действительности. Но ни в коем случае не надо их высмеивать или отмахиваться от них как от глупости. Дети формируют свои идеи на основе того, что видят, что слышат и зачастую неправильно понимают. Нужно помочь им разобраться в том, как происходит на самом деле. Роль родителей в этом чрезвычайно велика - они могут вовремя сделать нужную поправку, подсказать правильное понимание вещей и т. д. Те сведения, которые ребенок получает от сверстников, часто только запутывают его, и вместо одного ложного представления малыш получает другое ложное.

Источник: книга М. Кольцовой "Ребенок учится говорить"

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru, то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи". Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

развитие речи у детей Упражнения для развития речи сюжетные картинки для развития речи

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?