Математическое развитие детей от 3 до 4 лет (Раздел
профессора А.В. Белошистой) Вернуться в начало >>>>
Занятие 12. Цель
занятия: обучение детей соотносить количественный состав множества
с обозначающим его словом - числительным. Обучение решению конструктивных задач.
Упражнение 1. Цель
упражнения: классификация по размеру. Понадобятся две
коробочки: побольше и поменьше, а также горсть пуговиц или камешков. Пуговицы
двух размеров: крупные и мелкие. Предлагаем ребенку разложить пуговицы в две коробочки.
- Как ты думаешь, какие пуговицы нужно сложить в маленькую коробочку? В коробочку
большего размера? (Подводим ребенка к самостоятельному выбору основания для классификации,
в данном случае - по размеру.) Упражнение
2. Цель упражнения: обучение
ребенка соотносить слово - числительное с количественным составом множества.
Используя коробку с большими пуговицами, играем
в "Оладушки". Читая текст потешки, раздаем играющим детям по одной пуговице,
называя детей по имени. (Если вы играете вдвоем с ребенком, посадите пару кукол,
медведя и т. д.) Бабушка, бабушка Испекла оладушки. Один -
Ванечке, Один - Мишеньке и т. д. Пуговицы возвращаем в коробку
(съели оладушки), при этом их можно считать: одна, две, три… Теперь раздаем
по 2 и затем по 3 пуговицы в соответствии с текстом: Бабушка, бабушка
Бабушка,
бабушка Испекла оладушки. Испекла
оладушки. Ване - два, Ване
- три, Мишке - два… Мишке
- три…. А теперь даем ребенку столько пуговиц, сколько он попросит:
Бабушка, бабушка Испекла оладушки. Ване? - Три! Мишке?
(Ребенок отвечает за медведя) - Два! и т. д. Чтобы игра не была
однообразной, исполняйте роль ведущего с ребенком по очереди.
Упражнение 3. "Что
сначала, что - потом" Цель
упражнения: формирование понимания причинно-следственных связей
событий, развитие связной речи и воображения. Используйте парные картинки,
где сюжет развивается во времени (по типу картинок в книге Н. Радлова), но сначала
не больше двух. Пусть ребенок разложит картинки по порядку, расскажет сюжет: "Курочка
снесла яичко, а потом из него вылупился цыпленок" и т. п. Можно
использовать знакомые сказки: "Колобок", "Репка" и др. В этом
случае можно брать несколько картинок, т. к. сюжет ребенок знает, его надо только
воспроизвести. Но не стоит постоянно работать со знакомыми сказками, это не развивает
фантазию и не формирует причинно-следственные связи (на что, главным образом,
направлено упражнение).
|
Рекомендуем вам выполнить с ребенком следующую компьютерную
методику >>>> |
Упражнение 4. Цель
упражнения: развитие конструктивных умений и счетной деятельности.
Сложи из палочек:
Ребенок воспроизводит сложенные вами фигурки. Давайте им названия, предлагая
ребенку придумать, на что это похоже. Пусть ребенок попробует сложить свою фигурку.
Можно складывать буквы и называть их. В этот раз мы работаем только с тремя палочками.
Обратите на это внимание ребенка: - Чем похожи все-все наши фигурки?
Ты заметил? (Все сложены из трех палочек.) Упражнение
5. Цель упражнения:
обучение решению конструктивных задач. Предлагаем ребенку:
- Возьми теперь себе сам из коробки три палочки. Посмотри, на карточке у меня
бабочка (показываете ребенку схематический рисунок на карточке):
- Я сложу одно крылышко, а ты из своих палочек - второе крылышко.
Ребенок достраивает бабочку, ориентируясь на схематический рисунок. Если это не
получается, сложите всю бабочку сами, а ребенка попросите сложить такую же по
образцу. - Посмотри, как я бабочку переделаю в домик:
- Сложи такой домик (количество палочек не изменяется). - Посмотри,
как я переделаю домик в щетку:
- Сложи такую же. - Посмотри, как щетку я переделаю в треугольник:
- Сложи такой треугольник. - Сколько оладушек поместится внутрь
треугольника? Даем ребенку коробочку с пуговицами и предваряем работу
вопросами: - Как ты думаешь, две поместятся? Бери, пробуй. Есть еще
место? Еще одна поместится? Две? Бери, пробуй… - Много поместилось? Больше
двух? Больше трех? Можешь показать столько пальцев, сколько поместилось "оладушек"? |